top of page

ВОЗМОЖНО ЛИ ПОКАЯНИЕ РОССИИ?

РАЗМЫШЛЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА В СВЕТЕ ИСТОРИИ ЦЕРКВИ О РАЗРУШЕНИИ ХРАМОВ, РЕПРЕССИЯХ ПРОТИВ ВЕРУЮЩИХ И ПОДДЕРЖКЕ РУКОВОДСТВОМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ВОЕННОЙ АГРЕССИИ


Воля Божия дарует победу тому, у кого самая ясная и крепкая вера в Бога и кто исполняет Его закон. Богоотступнический и нечестивый народ будет побеждён, хотя бы его было много, как листьев в лесу. Нечестивым и отступившим от Бога вождям народа не помогут ум их, расчёт, войско, культура, вооружение, дипломатия, красноречие, что-либо иное материального характера. Народ же, который вместе с вождями своими остаётся верным Господу Иисусу Христу, – будет или пощажён от войны, или же выйдет из неё победителем, независимо от своей численности, культуры и вооружения.


Св. Николай Сербский




Мы живём в такое время, когда чувствование зла и неправды у многих притупляется. Военные события сопровождаются массовыми убийствами и беззакониями. Новости о смертях и разрушениях, которые в мирное время приводили в ужас, теперь воспринимаются без особых чувств и эмоций. Боевые действия обсуждают в таких интонациях, будто футбольные болельщики беседуют об успехах и неудачах команд на соревнованиях. Что делать, как реагировать на происходящее христианину? Наверное, ничего особенного мы сделать не можем и не должны, лишь то, что и наполняет смыслом жизнь христианина – молиться и каяться.


Вера во Христа учит нас жить Вечностью. Память о Царстве Небесном, причастниками которого мы стремимся быть, побуждает относиться к событиям по-библейски: «Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки» (Екк.1:4). Однако, будучи членами Церкви и зная, что Церковь действует в истории, мы не можем оставаться безразличными к происходящему, к судьбам людей и государств, к военным действиям. Более того, как никогда теперь мы призваны быть духовно бдительны и сострадательны.

Хочу поделиться некоторыми мыслями и переживаниями о том, что волнует многих, в свете истории Церкви.


7 августа в официальном обращении по поводу боевых действий в Курской области патриарх Кирилл заявил: «особую горечь вызывает то, что были нанесены целенаправленные удары по храмам и монастырям Русской Православной Церкви» [1]. Не знаю, насколько оправдано утверждение, что обстрелы храмов были целенаправленными. Не могу верить словам человека, который поставил подпись под документом, называющим жестокую, несправедливую и агрессивную войну «священной» [2] и обещал прощение грехов тем, кто на ней погибнет [3]. Замечу, что он не сказал и слова о том, что в ночь с 6 на 7 августа уже в 4 раз за этот год Успенский собор в Херсоне подвергся обстрелу из российского оружия, в результате чего пострадала алтарная часть [4], промолчал он и о повреждении и разрушении десятков других храмов в Украине. Не высказал он слов сожаления и тогда, когда атаке подверглась детская больницу в Киеве. Промолчал и о многом другом, о чём пастырю не следовало бы молчать.


Не о патриархе я хотел бы сказать, и даже не об обстрелах и разрушениях храмов, а о духовном содержании истории. Прежде всего, хочу напомнить, что храмы рушат сегодня не только на линии фронта и прицельного огня, не только бомбами и ракетами, но и бульдозерами. Накануне Пасхи в подмосковном Ногинске по решению суда был снесён храм Православной Церкви Украины [5], а в пасхальные дни предпринималась попытка снести православный храм в Славянске-на-Кубани, где служит архиепископ Виктор (Пивоваров), который известен строгой христианской жизнью и смелой антивоенной позицией. В своих проповедях он раскрывает антихристианский характер инициированной Россией войны против Украины, за что дважды был подвергнут репрессиям по статье о «дискредитации армии» [6].


Нечто подобное происходит и в Украине. В те же дни в Киеве снесли малую Десятинную церковь, принадлежащую Украинской Православной Церкви. Вообще, события, происходящие в государственно-конфессиональной сфере в России, находят своеобразное отражение в Украине. Россия ликвидирует греко-католические приходы (как на оккупированных территориях Украины, так и в самой России); Украина пытается запретить УПЦ. В России воздвигается новая волна гонений на веру. Новости о разного рода репрессиях (штрафах, арестах, заключениях и заточениях в психиатрическую больницу) против верующих разных конфессий, неугодных властям, давно никого не удивляют (в этом же ряду – прещения против неудобных для руководства РПЦ клириков). Нечто подобное в отношении верующих УПЦ происходит и в Украине.


Причины этого многообразны и искать их следует в истории. И прежде всего, в истории советского периода. Если в Украине предпринимались попытки декоммунизации, то в России большевики-богоборцы возводятся на пьедестал. Необольшевизм идёт в ногу неосергианством. Для верующих, которым религиозные убеждения не позволяют соглашаться с Z-повесткой, не остаётся альтернативы: их общины будут ликвидированы, а храмы разрушены. При этом религиозные организации, готовые бросить горсть ладана на жертвенник Z-божеству, получают одобрение и поддержку властей, как это было в 1920-е годы с обновленцами, а позднее – с сергианами. Их служителям вручают ордена и медали, дают гранты. Им текут денежные потоки от спонсоров.


В 1918 году, когда в самом начале Гражданской войны пострадали первые храмы, участники проходившего в Москве Поместного Собора обратились к пастве с посланием, в котором было сказано: «Поистине исполняется и над нами слово Иеремиина плача: сором и мерзостью Ты сделал нас среди народов... Ужас и яма, опустошение и разорение – доля наша (Плач.3:45-47)» [7].


Соборяне не случайно цитировали книгу «Плач Иеремии». Пророк оплакивал разрушение Иерусалимского храма, поругание святыни и пленение Израиля. Нечестивые язычники разорили святой город и увели в плен народ Божий, являющий собой ветхозаветную Церковь. Причины произошедшего Иеремия видел в отдалении иудеев от Бога. За грехи народа Своего Бог попустил ему видеть разорение оплотов веры и быть порабощённым. Пророк понимал, что никто на земле не имеет власти попирать святыню и разрушать Дом Божий. Сам Бог руками вавилонского воинства возобладал над охладевшим в вере Израилем. «Отверг Господь жертвенник Свой, отвратил сердце Своё от святилища Своего, предал в руки врагов стены чертогов его» (Плач. 2, 7), – писал пророк.


Накануне трагедии Иеремия обращался к соплеменникам с призывом о покаянии. Он предупреждал о неминуемом наказании, но не был услышан. Как не услышали израильтяне пророка, так и россияне не захотели слушать своих святых. Отдалились от Бога, охладели в вере. Наказанием стала революция, гражданская война, безбожная власть, закрытие и разрушение церквей, репрессии, голод...


Св. патриарх Тихон в послании от 19 января 1918 года писал: «Тяжкое время переживает ныне святая православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины, и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы, ненависти и братоубийственной брани. Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чём неповинных и даже на одре болезни лежащих людей» [8]. Разве не то же самое происходит и теперь? Вместо проповеди любви с амвонов звучат клевета и ложь о «денацификации и демилитаризации». Чуть ли не ежедневно происходят ужасные и зверские убийства ни в чём неповинных людей в Украине, в том числе младенцев, также и лежащих на одре болезни, ведь атакам подвергаются даже больницы и детские сады.


Святитель Тихон обличал властителей прошлого века: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной. Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите ещё имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви православной» [9]. Увы, современная Русская Православная Церковь не взрастила столь дерзновенного и христолюбивого святителя, как патриарх Тихон, который обличил бы безумцев нынешних, пусть звучит в их адрес укор святителя из прошлого.


Судьбы боголюбивых святителей обнажают духовную трагедию русской истории. Святитель Филипп (Колычёв), митрополит Московский, в XVI веке противостоял беззаконию и тирании царя Иоанна Грозного и опричников. Он возвысил пастырское слово в защиту Божией Истины от ложной правды мира сего. Увещевания святителя не действовали. Царь стал его избегать. Письма святого он называл «Филькиными грамотами». Когда тиран пришёл в храм, святитель отказался его благословить. Был суд. Митрополита лишили сана и отправили в заключение, где он был убит.


Репрессированного святителя не забыли. По прошествии смутных лет его канонизировали. Царь Алексей Михайлович решил перенести останки святого в Москву. Он написал покаянное письмо изгнанному и убитому святителю. Царь писал: «Молю тебя и желаю тебе прийти сюда, чтобы разрешить согрешение прадеда нашего, царя и великого князя Иоанна, нанесённое тебе нерассудно завистью и неудержанною яростью, ибо твоё на него негодование как бы и нас сообщниками творит его злобы… И сего ради преклоняю царский свой сан за оного, пред тобою согрешившего, да оставишь его прегрешение своим к нам пришествием… Сего ради молю тебя о сем, о священная глава, и честь моего царства преклоняю твоим честным мощам и повиную к твоему молению всю мою власть, да пришед простишь оскорбившему тебя напрасно и он тогда раскаялся о содеянном. За его покаяние и нашего ради прошения приди к нам, святый владыко» [10].


Только, вот, у староверов, которые были подвергнуты гонениям по воле царя Алексея, называемого «тишайшим», никто до сих пор не попросил прощения. У святых новомучеников и исповедников – тоже. Большевики гнали святых, избивали и бросали их в тюрьмы, пытали и расстреливали без суда. Потом их реабилитировали и канонизировали. А именами их палачей до сих пор названы улицы и проспекты, им стоят памятники. Идеология большевизма не предана порицанию и порождает теперь в новой инкарнации кровавые плоды. Сбываются на России и Русской Церкви слова Евангелия: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших» (Матф.23:29-32).


Покаяние царя Алексея перед святителем, замученным его предком, – пример исключительный, не ставший традицией. Нежелание давать оценку преступлениям власти в прошлом обесценивает российскую историю, которую идеологи «русского мира» хотят видеть его основанием, и делает фундамент самого «русского мира» песком, на котором безрассудный человек из Евангельской притчи строит дом (Матф.7:24-27), глиняными ногами чудовищных размеров колосса (Дан. 2:31-35), до зубов вооружённого ядерными ракетами.

Идеология «русского мира», устремлённая в понимаемое однобоко прошлое, лишает русского человека настоящего и будущего. Единственный образ будущего, который предлагает российская власть, формируется в разговорах об уничтожающей мир ядерной войне, в результате которой, как сказал Путин: «Мы как мученики попадём в рай, а они просто сдохнут» [11]. Для христианина будущее эсхатологично. Мы все ожидаем, одни со страхом, другие – с надеждой, второго пришествия Господня и свершения обьетований о жизни будущего века. Приобщить к нему может лишь вера в Бога и следование Евангелию. Воскресший Христос избавляет от смерти. Кровь Его спасает раскаивающихся от последствий греха. Увы, наряду с истинами христианской веры, а часто и вовсе вместо них, приходится слышать сегодня от тех, от кого ждёшь пастырского слова, речи иного содержания. Стоит ли напоминать, что ни «Святая Русь», ни «священная война» против «одержимого сатаной Запада», ни «благоверный правитель» не избавляют от греха и его последствий?


В епархиальных судебных процессах против немногих клириков, выступивших против духовной подмены, приведшей к оправданию Z-церковью войны, было озвучено, что «пацифизм не совместим с православным учением» [12]. Прежде, чем согласиться с данным утверждением или отвергнуть его, следует потрудиться и объяснить, что же такое «пацифизм». Пацифист – латинский аналог слова миротворец (от pax – мир и facio – делаю). В латинской Библии 8 стих 5 главы Евангелия от Матфея звучит так: «Beati pacifici, quoniam filii Dei vocabuntur» – «Блаженны пацифисты (миротворцы), ибо они назовутся детьми Божиими». По какой-то непонятной причине в русском словоупотреблении латинское слово пацифист и его русская калька миротворец не всегда являются синонимами, точно также, как и слова теология и богословие. Поэтому всякий раз, говоря о пацифизме, нужно уточнять о чём идёт речь: о заповеди Евангелия или же о гуманистической философской концепции и основанном на ней политическом течении.


Утверждение о несоответствии христианству пацифизма как философского направления и соответствующего ему политического движения следует признать справедливым. Точно также христианству не соответствуют очень многие философские и политические направления, принятие которых верующими ни у кого не вызывает смущения. Например, не соответствует христианству патриотизм, так как христиане не имеют на Земле города постоянного пребывания (родины, отечества), но ищут будущего (Евр.13:14). Не помню, чтобы церковные суды подвергли прещениям хотя бы одного патриота.


В официальных церковных документах было заявлено, что «пацифизм в разные эпохи церковной истории присутствовал в еретических доктринах – у гностиков, павликиан, богомилов, альбигойцев, толстовцев, обнаруживая, подобно иным утопическим идеологиям, связь с древним хилиазмом» [13]. Не берусь судить, насколько серьёзным отступлением от догматов является хилиазм и действительно ли ему привержены священники, подвергшиеся прещениям за отказ читать молитву о победе. Но разве не имеют прямой связи с хилиазмом излюбленные русским православием утопические этнофилетические идеи «Третьего Рима», «Святой Руси», и уж тем более объявление войны России против Украины «священной войной»?


Эти идеи укрепляют шовинистические, имперские амбиции, питают тяжёлую духовную болезнь, которая не позволяет свершиться покаянию, – гордыню на почве религиозной, национальной и гражданской идентичности. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6). Национальная гордыня, помноженная на милитаристскую озлобленность, лишает покаяния, отдаляет от Бога.


Журналист Дмитрий Муратов сказал так: «в России произошла смена Бога» [14]. Аналогичным образом об РПЦ рассуждает Андрей Лошак: «они подменили Бога государством» [15], – говорит он. Со скорбью приходится признать, что оценка журналистов близка к реальности. Печально, что эту подмену замечают и бьют тревогу не патриарх или кто-то из иерархов, не штатные «духовники» и «благовестники», а миряне, посторонние для Церкви (в административно-бюрократическом понимании этого слова) журналисты. Это свидетельствует о тонкой прелести, в которой пребывает значительная часть иерархов и клириков Русской Церкви, и о малодушии другой их части.


Святитель Николай Сербский, изложивший христианский взгляд на войну, писал о победе: «Победит тот народ, который, будучи призван на войну Божьим Промыслом, покается раньше других и, воззвав к Богу, исправит свои грехи» [16]. О том, что грех (соответственно, вина, а также и покаяние) может быть коллективным – общенародным – со всей очевидностью говорят библейские пророки: «беззакония наши стали выше головы, и вина наша возросла до небес» (1Езд.9:6), «беззакония наши свидетельствуют против нас, но Ты, Господи, твори с нами ради имени Твоего; отступничество наше велико, согрешили мы пред Тобою» (Иер.14:7). Не противоречит Священному Писанию и церковной практике также и покаяние за грехи предков: «Не помяни нам грехов наших предков» (Пс.78:8).


Библейское понимание коллективной греховности и коллективной вины народа нельзя переносить в сферу этики, психологии или права и следует понимать исключительно как вину Церкви перед Богом, ибо народ в Библии – это Церковь, которую Бог благословляет за исполнение заповедей и проклинает за грехи (Лев.26). Иное понимание может стать поводом для освобождения от ответственности реальных преступников. Ханна Арендт справедливо считала, что «вина и невиновность имеют смысл только в отношении отдельной личности» [17]. «Там, где виноваты все, не виновен никто; признания в коллективной вине – это лучшая гарантия против обнаружения настоящих виновных, а сам масштаб преступления – лучшее оправдание для бездействия» [18], – писала она.


Однако оправдание и поддержка беззаконий российских властей со стороны россиян и не только их, но и многих, заразившихся духовным вирусом «русского мира» за пределами России, имеет настолько массовый характер, что приходится допускать возможность именно коллективной вины – с той оговоркой, что каждый причастный несёт индивидуальную ответственность за свою вину. Поэтому и покаяние должно быть не только индивидуальным, но и коллективным – общенародным.


Призывы к общенародному покаянию в РПЦ в последние десятилетия звучали часто, но, во-первых, воспринимались они, как инициатива отдельных церковных групп, часто приверженных маргинальным идеям, вроде царебожия, а во-вторых, сами их инициаторы едва ли могли предложить сколько-нибудь ясное объяснение, как именно должно происходить и в чём заключаться общенародное покаяние.


Покаяние, в прямом смысле этого слова, это акт возврата к правде Божией, акт принятия в лоно Церкви тех, кто по причине греха от Церкви был отторгнут, хоть внешне и продолжал быть её прихожанином или служителем. Говоря о покаянии народа в современных условиях, важно понимать, что значительная часть населения России и её правителей сегодня к Церкви не принадлежат. Если же говорить о тех верующих, которые считают себя членами Церкви и даже являются её клириками и «князьями» (как любят себя называть епископы), то принятие ими этнофилетических идей «русского мира», заключающих в себе комплекс лжеучений: от религиозного оправдания военной агрессии и хилиастической веры в «Святую Русь», до осуждённого ещё столетие назад святыми новомучениками и исповедниками «полного сплетения Церкви и государства» [19], делает их отступниками от Церкви. Поэтому в покаянии нуждается сегодня, прежде всего, Церковь (в административно-бюрократическом понимании). Наверно, такое покаяние должно выглядеть как соборное решение, заключающееся в призыве к освобождению от идеологических штампов, историософских вымыслов и псевдорелигиозных мифов и обращение к Евангелию. На практике следствием этого должно быть, по меньшей мере, осуждение лжеучения «русского мира» и неукоснительное исполнение принципа отделения Церкви от государства, а также, желательно, воплощение в жизнь тех церковных реформ, решение о которых было принято на Соборе 1917-1918 годов, и направленных на оживление соборности и общинности и искоренение произвола епископов. Покаяние Церкви и только его можно считать истинным общенародным покаянием.


В нынешних условиях, конечно же, это невозможно и даже выглядит утопично. Покаянию Церкви, несомненно, должны предшествовать изменения в обществе и в государстве, поскольку нынешняя РПЦ несамостоятельна как Церковь и находится в зависимом положении по отношению к российскому государству. Здесь важно сказать, что покаяние не исчерпывается его строго церковным пониманием. История последних десятилетий даёт «секулярные» образцы покаяния – это предпринимаемые государством и гражданским обществом меры, которые направлены на преодоление урона, причинённого преступлениями тоталитарных режимов. В послевоенной Германии это был длительный процесс денацификации, в СССР – реабилитация жертв репрессий и развенчание культа личности Сталина, в некоторых странах СНГ – попытки декоммунизации и деколонизации…

Увы, едва ли современная Россия способна к покаянию, т.е. к декоммунизации, депутинизации и демилитаризации. Опытные духовники знают, что убеждённые безбожники и упорствующие во грехе часто приходят к покаянию тогда, когда их постигают несчастья, неизлечимые болезни, одиночество. Так, наверно, и народ России придёт к покаянию при условии серьёзных потрясений, например, поражения в войне.


Только теперь, после этих рассуждений, я могу объяснить, почему желаю России самого сокрушительного и самого позорного поражения в войне – не только потому, что страна-агрессор не имеет морального права победить, но и ради её же блага, в надежде на покаяние русского народа. Это не значит, что я не желаю блага Украине и что Украина не нуждается в покаянии. Свою долю скорбей она и без того получает.

От покаяния России зависит будущее православия в мире – совершится ли до конца раскол между Вселенской Церковью и её русской частью, которая ещё больше утвердится в своей этнофилетической гордыне, или же РПЦ перестанет быть отделом политической пропаганды необольшевистского режима, снова станет Церковью Иисуса Христа и порушенное единство православия будет восстановлено.


Для тех, кто способен услышать, пусть звучат слова пророка: «И скажи им слово сие: да льются из глаз моих слёзы ночь и день, и да не перестают; ибо великим поражением поражена дева, дочь народа моего, тяжким ударом. Выхожу я на поле, – и вот, убитые мечом; вхожу в город, – и вот истаевающие от голода; даже и пророк и священник бродят по земле бессознательно» (Иер.14:17-18).


(Изверженный из сана) иеромонах Иаков (Воронцов), магистр теологии


*Мнение автора не обязательно совпадает с мнением команды проекта «Мир Всем».


Ссылки и комментарии:


[1] Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с боевыми действиями в Курской области. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/6149885.html

[2] Наказ XXV Всемирного русского народного собора «Настоящее и будущее Русского мира». URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/6116189.html

[3] Патриаршая проповедь в Неделю 15-ю по Пятидесятнице после Литургии в Александро-Невском скиту. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5962628.html

[4] В результате обстрела пострадал Успенский собор г. Херсон. URL: http://pravoslavie.ks.ua/news/view/4696

[5] Не важно, что православный… URL: https://novayagazeta.ru/articles/2024/04/17/ne-vazhno-chto-pravoslavnyi

[6] Власти требуют снести храм в Славянске-на-Кубани. Его настоятеля, 87-летнего отца Виктора, дважды обвинили в «дискредитации» армии. URL: https://novayagazeta.eu/articles/2024/05/28/vlasti-sobiraiutsia-snesti-khram-v-slavianske-na-kubani-ego-nastoiatelia-87-letnego-ottsa-viktora-dvazhdy-obvinili-v-diskreditatsii-armii-news

[7] Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 6. Деяния Собора с 37-го по 65-е. М. Изд-во Новоспасского монастыря, 2016. С. 375.

[8] Три послания патриарха Тихона. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/tri-poslanija-patriarha-tihona/

[9] Там же.

[10] Российское самодержавие первых Романовых / Под ред. С.В. Перевезенцева. М., 2005. С. 160-161.

[11] Заседание дискуссионного клуба «Валдай». URL: http://kremlin.ru/events/president/news/58848

[12] Священника в Москве лишили сана за самовольное изменение текста молитвы. URL: https://ria.ru/20230513/svyaschennik-1871542337.html; В РПЦ назвали пацифизм несовместимым с православным учением. URL: https://www.rbc.ru/politics/11/06/2023/6485ba979a794774cd9aa749

[13] В РПЦ назвали пацифизм несовместимым с православным учением. URL: https://www.rbc.ru/politics/11/06/2023/6485ba979a794774cd9aa749

[14] «Окно в Европу закрыто, и на нём установлены решётки» – Дмитрий Муратов на Global Media Forum. URL: https://www.youtube.com/watch?v=KMKpK_gD784 – 2:52.

[15] «Путин утащит в могилу всех»: Лошак о смерти Навального, новом фильме и вере в Бога во время войны. URL: https://www.youtube.com/watch?v=QhkZxhoMMP0 – 49:05.

[16] Святитель Николай Сербский (Велимирович). Война и Библия. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/vojna-i-biblija/#0_22

[17] Арендт Х. Ответственность и суждение. – М.: Изд-во института Гайдара, 2013. С. 60.

[18] Арендт Х. О насилии / Пер. с англ. К. Дашевского. – М.: Новое издательство, 2014. С. 75.

[19] Послание «соловецких архиереев» митрополиту Сергию. // Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. – М., 1996. C. 233.

Comments


bottom of page