top of page
Writer's pictureMir Vsem

ИОВЫ И ЕЛИФАЗЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Updated: Oct 5

Заметки на полях современной истории


«К страждущему должно быть сожаление от друга его...»  

— Иов 6:14  





Удивительны неслучайные случайности. Еще свт. Иоанн Златоуст говорил, что тот, кто верит в случайность, не верит в Бога. Так получилось, что где-то за месяц до 24 февраля 22 года мы в нашем храме в рамках лектория «Медленные чтения» начали читать книгу Иова, одну из самых скандальных книг Библии, книгу, которая парадоксально учит спорить и ругаться с Богом. Почти богохульное требование Бога на суд в качестве Ответчика смущало не одно поколение читающих. Мы очень символично, не дочитав эту книгу с прихожанами до конца, замерли как Иов, вместе со всем здравомыслящим и гуманно мыслящим населением планеты на 28 главе. Это последние главы «прений» друзей Иова с ним перед тем, как должен явиться Бог.


Эта древняя история — не только о страдании или вопросах зла в мире, его соотношении с добром, но и о вере, её трансформации. Становясь чем-то большим, чем рациональная религиозность, она открывается как отношения с Живым Богом, наполненные глубоким, субъективным смыслом.


В центре повествования — Иов, собирательный образ ветхозаветного праведника, которого внезапно «лишают» Небеса всего: богатства, семьи, здоровья. Страдающий человек, находящийся на грани жизни и смерти, вызывает Бога на суд, требуя ответа. И когда его отчаяние достигает апогея, приходят три друга с целью утешить — Елифаз, Валдад, Софар, Елиуй. Однако их слова лишены сострадания. Они предлагают ему стандартные религиозные истины, сухие догмы, что праведники всегда благословлены, а грешники страдают. Иов должен признать свою вину, хотя сам он её не видит.


Елифаз, как главный «советник», ссылается на традиционные учения о том, что Бог справедлив, что страдание человека — результат его греха, и поэтому нужно смириться. Однако его рациональные, холодные рассуждения об истинности Божьего Промысла не достигают Иова. Это — лишь слова, лишённые искренности и сочувствия.


Елифазы наших дней


Сегодня в обществе всё ещё существуют свои «Елифазы». Их имя, ελίσσω (elisso) — «кружить, вращать», и φάς (fas) — «говорить, утверждать», символизируют их способность к манипуляции словами и «кружению» вокруг истины, вместо того чтобы углубляться в суть. Они используют красивые, но холодные слова, чтобы оправдать страдания и насилие. Их аргументы часто звучат разумно, но они, как и древний Елифаз, не могут войти в суть проблемы, потому что они — сторонние наблюдатели. Елифазы нашего времени склонны предлагать советы о терпении и смирении, когда они сами находятся в комфортной, безопасной ситуации. Их рациональность не способна достучаться до тех, кто находится на передовой или, лучше, в эпицентре боли и страданий.


История Иова показывает, что Бог порицает такой подход. В конце книги, когда Господь является Иову, он осуждает друзей за их бездушную логичность, за то, что они не поняли подлинной сути случившегося с Иовом. Бог требует от них искреннего раскаяния и молитвы за них самого Иова, признавая, что тот говорил истину.  


Важность эмпатии и подлинного участия.


Основной урок, который можно извлечь из этой истории, заключается в том, что истинное утешение невозможно без со-участия. Нельзя, сидя в безопасности, произносить пустые слова о терпении и смысле страданий перед теми, кто их переживает. Истинное сострадание — это не рациональное утешение и не обличение, а со-жаление, со-участие и готовность войти в серДце боли и смятения, которые переживает другой.


Современные «Елифазы» должны научиться не просто говорить о Божественном Промысле, но и понимать, что подлинное утешение заключается не в словах, а в действиях: в готовности разделить боль и помочь нести крест вместе с тем, кто страдает.


Иов, как символ всех страдающих, учит нас, что иногда молчание и присутствие рядом важнее любых слов. Настоящая вера и сострадание заключаются не в том, чтобы объяснять страдания, а в том, чтобы быть рядом, поддерживать и, если нужно, молчать, как это делали друзья Иова в первые семь дней.


Актуализировать книгу Иова для наших дней.


Этот древний текст продолжает резонировать и в наши дни, предлагая нам переосмыслить наши подходы к утешению, состраданию и эмпатии. Он напоминает, что нельзя оставаться сторонним наблюдателем, когда рядом страдает человек. Логичные и правильные слова бесполезны, если они не пронизаны искренностью и состраданием. Они начинают сверлить и источать зловоние для обоняния переживающего боль — «дурно пахнут мертвые слова». Настоящая забота — это глубокая готовность быть рядом и разделить тяжесть испытаний, а не предлагать отстраненные, «правильные» рассуждения.


Я долгое время находился в «ссоре» с этой книгой Библии — никак не мог понять, как дьявол легко манипулирует Богом, заключает с Ним спор на Иова, буквально по-тюремному проигрывает его в «карты», фактически вынуждая Бога отнять у человека все, кроме жизни. Примирил меня с этой книгой отец Алексий Агеев, который некогда высказал предположение, что никакого спора не было, так как это вступает в противоречие не только с «евангельским» представлением Бога, но и в целом со здравым смыслом. Когда нам изменяет здравый смысл? Когда мы находимся в состоянии изменённого сознания, в периоды кризисов и потрясений. Отец Алексий предлагает такую мыслительную конструкцию — у человека Иова, действительно, произошло горе — он лишился всего. Он сидит на пепелище своего дома, над трупами детей, схватившись за голову и думает (как и мы зачастую) «где же я так нагрешил?» «За что?!» Чуть позже он лишается и пепелища — заболев проказой, став нечистым, представляя угрозу для других, он вынужден уйти в изгнание из города (такие были медицинские требования того времени). И уже на мусорной куче он продолжает размышлять над теми же вопросами. Приходят друзья. Ещё одно экзегетическое допущение — а не было друзей! Это внутренние голоса самого Иова: вся книга становится историей длящегося внутреннего диалога. Эдакий душевный парламент Иова: голос религиозного опыта, голос сердца, голос холодного ума — они накидывают свои ответы на вопрос «за что?»

Если допустить, что эта книга — художественное (а не историческое) произведение древнего автора. То может произойти глубочайший инсайт (как модно сейчас говорить). Это книга о человеке в эпицентре боли, травмы, страдания. Мы видим течение болезни. Нас буквально ставят перед иконой человеческой хрупкости и нежности. Нас зовут не отвечать на вопросы, не предлагать возможные варианты причинно-следственных связей — нас зовут по-евангельски стать подлинными друзьями Иову, сесть рядом с ним, слушать его, плакать с ним, молиться с ним и за него. Пережить вместе с ним и свою трансформацию духовного опыта от религиозной догматизированной «буквы» к живому общению с Живым Богом.



Протоиерей Сергий Рыбаков


Comments


bottom of page