top of page
Writer's pictureMir Vsem

НЕНОРМАЛЬНО ТРЕБОВАТЬ ОТ БОГА ПОБЕДЫ

Updated: Jun 11

Как молитва «о победе Святой Руси» разделяет православных

Священник Иоанн Коваль – один из первых пострадавших за отказ читать молитву «о победе». Фото «Христиане против войны»

За отказ читать за Литургией особую молитву «о победе Святой Руси», введенную в церковный обиход Московским патриархатом осенью 2022 года, священников РПЦ запрещают в священнослужении и лишают сана. Как церковные власти судят священника, отказавшегося читать эту молитву, можно прочитать здесь.


Почему этот вопрос важен настолько, что священники готовы терпеть эти лишения? Как молитва о победе противоречит смыслу православной Литургии? Отвечает участник нашего проекта, антивоенный клирик, чье имя мы пока не можем назвать из соображений безопасности.


Тема церковного единства – исторически сложная, болезненная и проблематичная. Господь наш Иисус Христос многократно призывает Своих учеников к единству: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). Общины, основанные апостолами, старались хранить это единство, но ереси и расколы появляются очень скоро. Символ веры, принятый на первых двух Вселенских соборах, утверждает веру «во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь» – но проблема церковного единства не имеет однозначного решения. Вопрос о единстве и границах Церкви подробно исследовали такие богословы, как архиепископ Василий Кривошеин и архиепископ Иларион Троицкий, их научные труды сейчас широко доступны.


Не вдаваясь в глубокую богословскую полемику, стоит отметить главный принцип христианского вероучения относительно Церкви: все, что объединяет людей в Церкви, – от Бога; все, что разделяет, – от дьявола. «Трудность, с которой обретено примирение и единство во Христе, обязывает дорожить ими всеми силами, на которые только способна Церковь. Отсюда то внутреннее напряжение, которым наполнено увещание-мольба апостола о единстве: «умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (из прекрасной книги протоиерея Александра Сорокина «Христос и Церковь в Новом Завете, цитата из послания апостола Павла к Ефесянам 4:1-3).


Приходя в храм, участвуя в богослужении, в жизни общины – христианин чувствует и выражает своё единство с другими христианами, с Церковью Христовой. Поэтому и тексты богослужения составлены таким образом, чтобы соединить и объединить верующих – в единой молитве «о свышнем мире», «о мире всего мира», «о благостоянии святых Божьих церквей», «о богохранимой стране нашей», «о граде сем» и далее от мирной ектении до заключительного многолетия Божественной литургии.


Такая молитва не вызывает отторжения или разделения, – наоборот, объединяет людей, преодолевает разногласия, учит любви и доброму отношению. Не случайно слово «мир» мы слышим во время Литургии 27 раз! Самый частый возглас священника, обращённый к общине, – «Мир всем». Еврейское «шалом», переведённое на греческий язык словом Ειρήνη, означает не только состояние, противоположное войне, но и шире – полноту всех благ, которые дарует Господь людям.


Люди, приходящие на богослужение, учатся преодолевать свои распри и разделения через молитву, возрастая в любви Божией. В храме нет места вражде, ненависти, учению о превосходстве одной нации перед другой, гордости и превозношению, политическим разногласиям. Все эти чувства и мысли – от дьявола, который так пытается разделить людей, лишить их единства в мире, ненавидит добро и красоту.


И вдруг – осенью 2022 года Патриарх Кирилл собственным решением (не утверждённым Священным Синодом) требует чтения за каждой Литургией в каждом храме некоей «молитвы о победе Святой Руси». Этот текст уже самым своим появлением вносит разделение в ряды клириков, поскольку требует нарушения священнической присяги: «Богослужения и Таинства совершать со тщанием и благоговением по чиноположению церковному, ничтоже произвольно изменяя». Внесение «молитвы о победе» – самый настоящий произвол, ее смысл противоречит всей концепции Литургии как богослужения мира, поэтому наиболее честные и принципиальные священники отказываются от ее чтения даже под угрозой лишения сана. Более того, текст этой молитвы не принят всей Церковью, а навязан лично Патриархом.


Заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе, по сути, сам того не желая, выносит приговор авторам этой молитвы: «Я могу ответственно заявить, что если каждый священник будет переделывать молитвы под собственное состояние, ожидание и политические предпочтения, то вопрос о единстве Церкви сильно обострится». Эту фразу он произносит, комментируя отказ священника Иоанна Коваля читать «молитву о победе», – однако же критикует она, если вдуматься, Патриарха Кирилла и его чиновников! Действительно, если каждый церковный начальник будет переделывать под себя и свои политические воззрения тексты богослужения – что тогда останется от нашего богослужения? Такие действия как раз нарушают церковное единство, провоцируют разделения внутри Церкви. Нормально молиться о властях, о воинстве, о примирении враждующих. Ненормально требовать от Бога победы во вражде с соседним православным народом, оправдывать убийства и кровопролитие, благословлять вторжение во имя абстрактных «благих целей».


Такие молитвы ставят православных священников на одну ступень с языческими жрецами, искавшими милости богов для своих правителей. Каждый жрец поддерживал своих хозяев и молил богов даровать им победу над врагами, приносил жертвы и призывал проклятия на неприятеля. При чем здесь христианство? Разве для этого приходил на землю Иисус Христос?


К сожалению, в погоне за политическими симпатиями современное начальство Русской Православной Церкви забывает о Евангелии, о заповедях Христовых, о любви и милосердии. Зависимые и бесправные священники под угрозой увольнения за штат и лишения сана вынуждены подчиняться начальству и читать безнравственную и нехристианскую «молитву о победе». Как и римские воины, распинавшие Христа, они лишь выполняют приказ, – а вина в первую очередь лежит на тех, кто приказы отдаёт. Однако в первую очередь достойны похвалы и благодарности те немногие священники, которые возвысили свой голос против несправедливости, отказались от чтения позорной «молитвы о победе» и вписали свои имена как в историю Церкви, так и в книгу жизни Господа нашего Иисуса Христа.



 

Эта статья написана священником, подвергшимся гонениям за свою антивоенную позицию.


Помочь ему и его собратьям по несчастью пережить тяжелые времена и добиться восстановления возможности служения можно с помощью пожертвований:

Регулярная поддержка на Patreon: https://www.patreon.com/PeaceUponAll Единоразовое пожертвование (с карты иностранных банков): https://www.gofundme.com/f/peace-unto-all-help-for-antiwar-clergy/donate

Пожертвования в рублях: https://zaodno.org/mir-vsem

Пожертвования в криптовалюте:

USDT (TRC20)

TRKuLYhtZYZvakb4aaHhimnBRVp2xy63P2

Bitcoin

1LfE4dT5jdNRzhN6ejHsQtoD2DQVNYFkXE

Храни вас Господь!

bottom of page