top of page
Writer's pictureMir Vsem

ЦЕРКОВЬ ИЛИ СИНЕДРИОН?

На что больше похожа нынешняя Русская Православная Церковь – на общество учеников Иисуса Христа или на организацию, руководившую иудейским обществом того времени? Вопрос совсем не риторический, это принципиально важно! Давайте разбираться.

 

 Иллюстрация: Midjourney

От редакции: этой публикацией мы продолжаем серию статей, написанных священниками, пострадавшими за свои антивоенные убеждения. В целях безопасности мы скрываем его имя. Помочь этому священнику и его собратьям по несчастью пережить тяжелые времена и добиться восстановления возможности служения можно с помощью пожертвований, реквизиты указаны в конце публикации.


Строгая иерархия


Главным религиозным органом Израиля был синедрион, возглавляемый первосвященником. Также значительное влияние в обществе имела иудейская храмовая аристократия, а в народе почитались фарисеи – учителя закона, и книжники – его толкователи. Об их деятельности Христос говорит так: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!» (Мф. 23:2–7).

Как видно, здесь основная претензия – к «элитарности» фарисеев и книжников: они нарочито соблюдают все предписания Закона по форме, отделяя себя от «простого народа», любят почитание и похвалу от людей, требуют особого к себе отношения. К народу относятся пренебрежительно: «Этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин. 7:49).

Господь Иисус Христос заповедал Своим ученикам совсем иначе относиться к людям и друг к другу: «Кто хочет между вами быть бо́льшим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20:26–27). Отсюда и именование христиан между собой – просто братьями и сёстрами. Это не исключает различия служений в Церкви, но предполагает равное и ровное отношение, ибо все христиане – чада Божии и равны между собой. Апостолы не требовали особых почестей, но больше всех потрудились в распространении веры. Мученики не славились богатством и званием, а наоборот – всем этим пожертвовали ради жизни вечной.

К сожалению, этой нормальной христианской простоты Русской Церкви не хватало и раньше, и тем более нет ее сейчас. Именование начальников «святейшествами», «преосвященствами» и «преподобиями» – не только бессмысленно, но и вредно: у людей начинает возникать мнение, что они и правда особенно духовные, благодатные и праведные. Настоятели помыкают прихожанами, благочинные – настоятелями, епископ – благочинными, патриарх – всеми своими подчиненными. Чем это отличается от любой другой вертикальной иерархичной структуры? Разве что заверениями, что начальство всегда право, потому что действует в Духе Святом. Попробуй с этим поспорь – объявят ослушником и еретиком (а сейчас ещё иноагентом).


Ничего личного: просто бизнес


Храм в древнем Израиле был один, и туда стекались все денежные потоки. Соответственно, первосвященник и его семья были очень богатыми людьми, как и другие, имевшие отношение к храмовому культу. Христос не выступает против денежных пожертвований (вспомним о лепте бедной вдовы), но решительно пресекает корысть и алчность. Иисус пришел в Иерусалим «и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и до́ма Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин. 2: 13–16).  Почему так происходит? Чтобы священники не забывали о святости дома Божия и не превращали служение в источник неправедного заработка, стремясь нажиться на благочестии людей. Это же – одна из главных причин ненависти к Спасителю: он угрожал существующему порядку вещей, в том числе заработку власть имущих.

Христианские общины сразу же уделяют особое внимание деятельной любви к ближним – благотворительности, собирают милостыню для нуждающихся Иерусалима. Богатые люди помогают бедным, служителей Церкви содержат общиной, основа – исполнение заповедей Христовых. Нет нужды напоминать, сколько раз Господь говорит о помощи нуждающимся и любви к ближним – любви именно деятельной.

Увы, снова совсем иначе обстоят дела в Русской Православной Церкви. Как только храм построен – с прихода собирают налог в епархиальное управление. Деньги требуют по случаю именин/дня рождения/дня хиротонии епископа, на Рождество и на Пасху, за приезд архиерея и совершение им богослужения. Епархии собирают деньги с приходов, патриархия – с епархий. Никакой отчетности, ясное дело, нет; куда эти деньги уходят – неизвестно. Однако люди не слепые, да и информация сейчас распространяется быстро, поэтому не прекращаются разговоры о дорогих часах, машинах, яхтах, дворцах патриарха и богатых священнослужителей. Все это – на фоне обнищания населения, жалких зарплат в регионах и пенсий. Казалось бы, вот он шанс – продать дорогие безделушки, отказаться от миллионных трат на облачения или предметы роскоши, начать реально помогать нуждающимся (из своих средств, а не снова собирая деньги с приходов). Пока не видно желающих этим шансом воспользоваться. Более того, именно коммерческий момент просматривается в неуемном желании руководства построить как можно больше храмов – значит, захватить побольше территории, а там появятся еще гостиницы, магазины, церковные лавки – и с этого всего можно ещё заработать. Такая алчность вызывает справедливое отторжение народа, особенно молодежи.


Кесарю – кесарево?


Самый оригинальный ответ на вопросы-провокации противников Иисус Христос даёт именно в этом случае: «Позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» – «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (см. Мф. 22:16–21). Он не принимает чью-либо сторону в политических распрях, и именно такой позиции придерживаются Его ученики. Царство Христово – не от мира сего (см. Ин. 18:36), поэтому властители этого мира не понимают и не принимают Христа, у них другие интересы и чаяния. Попытка учение Евангелия поставить на службу государству неизменно оборачивалась ложью, искажением, манипуляцией. Это показывает и «симфония» Византии, и история Российской империи, и нынешнее время. Задача Церкви – поиск правды Божией, и это неизбежно приводит к конфликтам с власть имущими, от которых принимают казнь и пророки, и Сам Христос, и апостолы, и мученики Нового Завета, и многие ревнители до нашего времени. В каждом историческом периоде – свои герои: в советском прошлом это были многие священники и миряне, пострадавшие за веру Христову.

Печально, но сейчас Русская Православная Церковь сама выступает в роли гонителя, а не жертвы. Совсем недавно разрушались храмы, изгонялись священники, людям запрещали приходить в церковь, даже носить на груди крестик. Нынешнее руководство страны – из тех же самых гонителей, комсомольцев и партийных работников – но вот же чудо! теперь они горячо православные, высоко духовные, истинно верующие. Без всякого покаяния, просто время изменилось – и теперь найдены новые враги, с которыми нужно бороться. Патриарх и епископы, радостно принимая подачки в виде земли, храмов и финансов, охотно благословляют бывших коммунистов на «духовные подвиги» в борьбе против «бездуховного запада». Жертвы гонений – совсем не у руля церковного, скорее где-то на задворках; а те, кто сотрудничал с безбожным режимом, сейчас продолжают это делать, даже перестраиваться не пришлось. Вот только настоящие христиане – страдающие за правду – это совсем не они, а те несколько десятков священников, которых изгнали за выступление против СВО. И многие верующие или сомневающиеся люди, которые нечасто ходят в храм, но зато не боятся говорить правду и страдать за это.

Печален конец синедриона: Храм был разрушен, его служители – изгнаны, на много веков прекратилось служение Богу в Святой земле. Печален будет и конец нынешнего синедриона – вместе с лживым и по сути безбожным режимом падет и система жрецов, которая его обслуживает. Но Церковь Христову не смогут одолеть врата ада, и в этом – надежда для верующего христианина, как бы ни было сложно сейчас.

 

 _________________________________


Эта статья написана священником, подвергшимся гонениям за свою антивоенную позицию.

Помочь ему и его собратьям по несчастью пережить тяжелые времена и добиться восстановления возможности служения можно с помощью пожертвований:

Регулярная поддержка на Patreon

Пожертвования в рублях

Пожертвования в криптовалюте:

USDT (TRC20)

TRKuLYhtZYZvakb4aaHhimnBRVp2xy63P2

Bitcoin

1LfE4dT5jdNRzhN6ejHsQtoD2DQVNYFkXE

Храни вас Господь!

 


bottom of page