Апостольское чтение на 5 неделю Великого Поста
- Mir Vsem
- Apr 8
- 4 min read
Храмовая ветхозаветная религия, основанная на жертвоприношении, прекратила свое существование в I веке по Рождестве Христовом.

Для христиан из евреев причина ее исчезновения была связана с тем, что уже в 50 году на Иерусалимском соборе апостолы, ученики Иисуса Христа, приняли эпохальное решение: отменить для христиан такие ключевые для Ветхого Завета нормы, как обрезание и отказ от некоторых видов пищи, свинины например. Постепенно прекратились и жертвоприношения. Для евреев, не обратившихся в христианство, причиной исчезновения ветхозаветной религии стало разрушение римлянами в 70 году главного и единственного святилища — Иерусалимского храма Соломона. Полноценное ветхозаветное богослужение, элементом которого было принесение в жертву животных, могло совершаться только на территории этого храма — и его разрушение свело ветхозаветное богослужение на нет. Все это, конечно, было очень символично.
В разрушении Иерусалимского храма очевиден промысл Божий. Господь дает понять, что новозаветное богослужение не отменяет, но именно сменяет Ветхозаветное. Старое, дав жизнь новому, умирает, новое – рождается. Такое преемство еще и еще раз доказывает, что религия Ветхого Завета и религия Христа – это не различные религии, но одна – живая, развивающаяся, пришедшая к своей полноте во Христе.
В послании к Евреям Недели 5 Великого Поста апостол Павел размышляет над этим преемством. С одной стороны, цель апостола – показать своему слушателю, что ветхозаветные жертвоприношения уже не нужны. Они сыграли свою важную роль, приведя человечество к Боговоплощению. С другой стороны, зная как ветхозаветный культ важен для евреев, Павел использует язык этого культа для того, чтобы объяснить смысл миссии Богочеловека Христа. Здесь вновь мы видим в действии главный миссионерский принцип апостола Павла – говорить о Христе на языке собеседника, с учетом мышления, ценностей, культуры, традиций.
Братия, пишет Павел, пришел Христос, Первосвященник наступивших благ. Пройдя через более великую и более совершенную нерукотворную скинию, то есть через скинию, не принадлежащую этому сотворенному миру, Он раз и навсегда вошел во Святая Святых и обрел вечное искупление не кровью козлов и тельцов, но Своей собственной Кровью.
В качестве отправной точки размышлений о жертве Христа, Апостол берет знакомый и понятный для еврея ритуал заместительных жертвоприношений за грех.
Логика этих ритуалов была следующая. Смерть, согласно словам самого Бога – есть расплата за грех. А потому, если есть грех – должна быть и смерть. Но по милосердному установлению Творца разрешалось, чтобы вместо грешника умерла иная жертва, оплатив своей жизнью его грех. В качестве жертвы обычно использовалось животное – живое, но безгрешное и невинное существо. Символом этой безгрешности было отсутствие пятен и каких-либо пороков у животного. В знак того, что жертва будет приноситься с благословения Господа, животное приводилось к дверям Храма. Согрешивший возлагал свои руки на голову животного и через это возложение символически перекладывал на него свои грехи. После чего сам грешник предавал животное смерти. Крови, которая символизирует жизнь (см. Лев. 17:11), отводилась особая роль в жертвоприношении: она должна была стечь из туши животного, после чего её собирали в специальные сосуды. Священник макал палец в кровь жертвы и мазал этой кровью выступающие части алтаря — роги жертвенника (то есть специальные, выступающие его части). Это служило доказательством того, что жизнь принесена в жертву и, следовательно, вина оплачена. Мясо животного, принесенного в жертву, частично сжигалось, частично съедалась принадлежащими священническому роду. Важно, что заместительная жертва была возможна только за грех по неведению, которым в реальности считался любой грех, в котором искренне каялся согрешивший.
Вот, с этим ветхозаветным обрядом и сравнивает Павел миссию Христа. Посмотрите, восклицает апостол, как вся последовательность действий заместительной жертвы за грех была совершена Христом!
Будучи безгрешным, он выступил в качестве безгрешного жертвенного животного.
Как согрешивший возлагал свои руки на голову жертвенного животного и через это возложение символически перекладывал на него свои грехи, – так и Иоанн Креститель возложил свои руки на главу Христа и, погрузив его в иорданские воды, возложил на Него грехи всего человечества.
Как жертвенное животное приводилось ко храму для принесения в жертву, так в Синедрионе, расположенном в одном из помещений Иерусалимского Храма, Христу был вынесен смертный приговор.
Как жертвенное животное предавалось смерти самим согрешившим, так и Христа осудили и распяли сами люди, за которых эта жертва и была принесена.
Как ветхозаветный священник, входя в Скинию, помазывал жертвенной кровью жертвенник, в ознаменование оставления грехов кающегося грешника, так и Христос, как истинный первосвященник в Таинстве Евхаристии «помазывает» нас своей Кровью, говоря: «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».
Как в завершении ветхозаветной жертвы за грех мясо жертвенного животного съедали представители священнического рода, так и Христос заповедовал всем нам, новому царственному священству вкушать его плоть: «Примите, вкусите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов».
И, наконец, может быть самое главное: как принесение ветхозаветной жертвы было возможно только для того, кто искренне каялся в своих грехах, так и Новозаветная Жертва Христа не имеет никакой силы для нераскаявшегося грешника.
Указывая на поразительное сходство ветхозаветной и новозаветной жертв, Павел тем не менее отмечает несоизмеримо более высокое значение Жертвы Христа. Он противопоставляет Христа ветхозаветным священникам, напоминая, что главное предназначение священника – быть посредником между Богом и человеком, приводя человека к бессмертию.
Те, пишет Павел, только лишь человеческие священники из человеческого рода Аарона, Христос – «внечеловеческий» Первосвященник по образу таинственного Мелхиседека.
Те для жертвоприношения входили в рукотворную Скинию, Иисус, навечно соединенный с Божеством, тем самым пребывает в Скинии нетварной, нерукотворной.
Те приносили в жертву козлов и тельцов, Христос – принес в жертву Себя.
Те временно избавляли грешников от преждевременной смерти, Христос уничтожил смерть, как реальность вселенскую.
И потому, пишет Павел, Кровь Христа, который вечным Духом принес Себя Богу как непорочную жертву очистит нашу совесть от дел, ведущих к смерти, дабы мы служили Живому Богу.
Иерей Петр Устинов, бывший клирик Свято-Троицкого собора города Челябинска и храма в честь священномученика Петра митрополита Крутицкого. 2 сентября 2024 года запрещен правящим архиереем в служении за «не чтение молитвы о победе святой Руси». Семья с двумя детьми осталась без средств к существованию.
Поддержать отца Петра и его семью пожертвованием с российских карт - по этой ссылке: https://zaodno.help/mir-vsem?id=recWayhRYDigWImFr