top of page

Пасхальная радость

Христос воскресе!


Радостный пасхальный призыв звучит повсеместно в эти святые дни, после долгого поста и подготовки - «возрадуемся и возвеселимся»! Конечно, легко веселиться и праздновать, что называется, «по плану» - в спокойной обстановке, без войны, голода, преследований. Испекли кулич, сварили и покрасили яйца, сходили в храм помолиться и освятить - все, можно включать «режим праздника». 

Первое противоречие приходит с годами - а что, если нет на душе ожидаемой пасхальной радости? Если почему-то ближе переживания Страстной седмицы, а в голове продолжают звучать ирмос канона Великой Субботы (гениальное произведение)?



 На мой взгляд, совершенно нормально, если вместо «радости по расписанию» появляются какие-то другие чувства, мысли, открываются новые стороны христианской жизни. Это, если угодно, показатель взросления - ребёнку проще найти повод для радости, его чувства проще и непосредственнее. Но нет в этих чувствах и глубины, и мудрости, поэтому они легко приходят и легко уходят. Конечно, приятно исполнять пожелание Христа: «будьте как дети», но не всегда это возможно и уместно. Евангелие - это серьезная взрослая история, которая с годами раскрывает все новые смыслы. 

Радость тоже придет - возможно, чуть позже, не автоматически.

«Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти – дня рождения. Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу. Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше. Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья» (Екклесиаст 7:1-4).

Мудрейший Соломон с годами пришел к необычному выводу: горевать и сетовать полезнее, чем праздновать и радоваться. 

Конечно, можно найти в  Священном Писании и другие слова (там вообще много всего можно найти, некоторые уникумы умудряются даже оправдывать войны словами Библии) - «всегда радуйтесь, непрестанно молитесь» (из 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам). Как это сочетается? В христианской аскетике есть замечательный термин - радостопечалие. «С усилием держи блаженное радостопечалие святого умиления, и не преставай упражняться в сем делании, пока оно не поставит тебя выше всего земного и представит чистым Христу» , - наставляет преподобный Иоанн Лествичник. Известный российский филолог и историк С. С. Аверинцев говорил по этому поводу, что человек, находящийся в раздумьях о жизни возле Креста, являет собой «любовь с заплаканными глазами», «радостопечалие».


В моей священнической практике было немало случаев, когда нужно совершать отпевание, а потом - венчание или крещение. Сначала - горе разлуки, утешение родственников; а почти сразу - радость за нового христианина или христианскую семью. Как это сочетать? Не забывать ни о радости, ни о скорби - они могут сменять друг друга очень быстро. Опять же, по апостолу, - «радоваться с радующимися и  плакать с плачущими» (Рим. 12:15). 


Второе противоречие серьезнее - как можно радоваться, когда происходят беды, несчастья, войны и разорение? Когда разрушен твой дом, бомбят твой город, «братья во Христе» хотят захватить твою страну? Может ли праздник приносить радость, когда ты в изгнании и далеко от родных, может быть, даже и православного храма нет рядом, чтобы встретить Пасху?

Но как раз здесь история христианства помогает понять, что такое состояние - обычное для многих поколений христиан. Гонения, преследования за веру, запреты и закрытия храмов - зачем далеко ходить, это история России ХХ века. Люди праздновали Пасху тайно, в лагерях и ссылках, служа Литургии в бараках или в лесу, без хоругвей и торжественных крестных ходов (ходы были, но другие - с портретами вождей, серпом и молотом). Многие годы спустя именно такие воспоминания становятся самыми дорогими и значимыми. Вот как это описывается в «Воспоминаниях соловецких узников»: 

«Да, обстановка пасхи 26-го года необычайна. Когда мы втроем ее справляли в недостроенной пекарне, в это время там, в Ростове, в залитом электрическим светом кафедральном соборе, при участии чудного хора И. Ф. Ковалева городское духовенство совершало тоже пасхальное торжественное богослужение. Но!.. думается нам, наша Кемская Пасха с владыкой Иларионом в пекарне без окон и дверей, при звездном освещении, без митр и парчовых риз, дороже была для Господа, чем великолепно обставленная Ростовская…»

Поэтому мне лично думается, что хорошо, когда в радостные дни светлого праздника Христова Воскресения находится время для скорби и сострадания. И особенно важно - находить возможность для радости о Воскресшем Спасителе в условиях гонения, эмиграции, бомбардировок, обстрелов, когда вокруг все рушится и мир превращается в хаос. Для того и пришел в мир, а главное - пострадал за нас на кресте Христос, чтобы имели радость жизни вечной, которую никто не сможет отнять…

Воистину воскресе Христос!


Анонимный исповедник «Мир Всем»


Указать имена для поминовения и пожертвовать фонду «Мир Всем»: https://www.mir-vsem.info/donate


bottom of page