Недавно нам было предложено поразмышлять над такой проблемой: в чём вы видите смысл священства?
Вопрос далеко не второстепенный, или как может показаться не актуальный. На самом деле, от правильного или неправильного понимания того, в чём смысл священнического служения, зависит жизнь не только Церкви, но и большинства граждан РФ, хотя это большинство и имеют посредственное отношение к Церкви.
В чём этот смысл заключается, пишет апостол Павел в своих посланиях. Но перед тем как процитировать апостола Павла, давайте посмотрим, как видят это служение и его смысл сами священники, прихожане и церковное начальство. Надо сказать, что эти размышления основаны на моём личном опыте жизни в Церкви и могут отличаться от того, что происходит в других местах.
Для большинства священников, как мне кажется, смысл их служения заключается:
— в правильном (т.е. согласно уставу, благоговейном) совершении священнодействий;
— строительстве и благоукрашении храмов;
— в пресловутом послушании священноначалию.
Остальная деятельность состоит из множества задач, которые необходимо решать, чтобы добиться вышеозначенных целей. Например, чтобы построить храм — никак не обойтись без сотрудничества и дружбы с представителями власти и бизнеса. Для проведения богослужения батюшка озабочен разбором службы (если строго по уставу), наличием просфор и клироса с алтарником, тем, та ли икона лежит на центральном аналое, того ли цвета облачение и т.д.
Для успешного прохождения послушания правящему архиерею задача в общем-то одна — вовремя и в полном объёме платить отчисления, но если размер этих отчислений никак не бьётся с доходами прихода, то решение этой проблемы не оставляет ни моральных ни материальных сил ни на какое строительство, ни на какую другую деятельность прихода.
Для мирян приходящих в храм, а не в Церковь — это 97-99% от всех крещёных, называющих себя верующими православными — вообще не имеет значения, кто стоит у престола, главное, чтобы заказанная ими записка была прочитана, земля была «отпета», ребёнок покрещён. Исполнение обряда — смысл священнического служения для этих людей.
Зачем священник рукополагается и назначается на приход правящим архиереем?
Цели две: это доход (1Пет. 5:2), для непосвящённых схема простая: если на приходе есть священник, там регулярно проводятся службы, пожертвований больше, можно больше взять с прихода отчислений. И ещё — статистика в патриархию: количество священников в епархии — один из показателей работы архиерея.
Теперь послушаем апостола Павла, строчки из его Послания Тимофею — ученику, которого он рукоположил для служения в Эфесе:
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя...Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал. Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии».
Смысл этих слов понятен, но всё-таки приведём здесь толкование святителя Феофана Затворника, так как оно дает ясный ответ на вопрос: в чём смысл священства?
«Доброе служение пастыря Господу, в преподании истины пастве и предохранении ее от учений бесовских Словесы веры — суть благовестия Евангелия, веру нашу составляющее»
Если бы ВСЕ мы священники, или хотя бы большинство из нас делали то, что ждёт от нас Господь, который и поставил нас на это служение, то Церковь была бы совершенно другой и общество в целом тоже, и это неизбежно — потому что свет светит всем, и город стоящий на верху горы виден всем. И если бы люди видели наши добрые дела, то прославляли бы Отца нашего Небесного, а не то, что заняло Его место, стало вместо Него - «святую Русь».
Когда люди сталкиваются с горем, потрясением, ситуацией, требующей нравственного выбора, в них просыпается религиозность и они пытаются найти утешение, опору в Церкви, интуитивно именно в ней они надеются найти правду, но если вместо этого они слышат от священнослужителей то, что слышат в телевизоре на всех каналах, то возникает вопрос, есть ли смысл в деятельности этих служителей? Дать Причастие? Но если в человеке его ум не изменился на ум Христов (1Кор. 2:16), с помощью и этого священника в том числе, то будет ли польза от такого причастия?
Если церковь сливается с миром, теряет свою инаковость, и по существу уже не отличается от него, живёт теми же идеалами и стремлениями, то в чём смысл существования её и её служителей? Ответ мы слышим от Господа:
«Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям».
Да не будет с нами этого, помоги Господь!