top of page
Writer's pictureMir Vsem

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ПРОТОИЕРЕЯ НИЛА РЯСЕНСКОГО




В 2017 году я написал статью о протоиерее Ниле Рясенском, человеке, который посвятил свою жизнь служению Богу и Церкви, за что подвергся гонениям, несправедливо был осуждён и отбывал заключение в Воркутпечлаге и ссылку в Казахстане.


Старейшие прихожане и клирики Таразского благочиния отзывались о нём как о святом. К его могиле ходили, и продолжают ходить, с молитвенным благоговением. Распространены рассказы о чудесной помощи, которую люди получают после молитв об упокоении отца Нила. Длительное время я записывал на диктофон воспоминания о нём стариков, работал в архивах, по крупицам собирая сведения об этом удивительном служителе Иисуса Христа. Результатом стала большая статья «Под молитвенным покровом Столобенского чудотворца», которую опубликовали в газете «Свет Православия в Казахстана» и на сайте Союза Православных граждан Казахстана [1]. Публикация в интернете была многократно растиражирована без ссылки на первоисточник и без указания имени автора.


Работая над биографией отца Нила, я не мог найти его дочь, которая после смерти отца уехала из Казахстана. Лишь спустя некоторое время после публикации статьи я нашёл её, и Бог сподобил меня посетить её в далёкой деревне в Белгородской области на самой границе с Украиной. Результатом нашей встречи стало 4-часовое интервью, на основании которого я значительно дополнил биографию отца Нила. Результат моего труда был опубликован в 1-м номере журнала «Простор» за 2021 год. В интернете этот материал никогда не публиковался.

Хочу поделиться с читателями сайта «Мир всем» фрагментом текста — о том, как отец Нил и его сподвижники сохраняли веру во Христа  в ссылке в казахском ауле.


10 июня 1951 года группу ссыльных, в числе которых было несколько монахинь и отец Нил, привезли в небольшой скотоводческий аул среди степи. Бесконечные травы, кустарники, несколько скромных мазанок и пара кошар — это всё, что увидели утомлённые этапом арестанты. Жить им было негде. Чабаны освободили от скота одну из кошар. В ней и поселились, предварительно вычистив навоз, ссыльные. Разделили помещение занавеской из кошмы на две части. В дальней стали жить женщины, а ближе ко входу – мужчины.

Название этого живописного и сурового места – Байкадам (после 1993 года – Саудакент) – один из самых отдалённых от областного центра, города Джамбула (Тараз), аулов. И если Джамбул – это зелёный оазис с благоприятным климатом, то Байкадам расположен на окраине Мойынкумской пустыни в болотистой, открытой ветрам, местности. Зимой там мороз и сугробы, а летом — зной. Основным занятием местных жителей было скотоводство. Держали баранов, коней, верблюдов и коров.


Отец Нил явился в комендатуру районного МГБ для отметки. На вопрос о сроке ссылки ему ответили: «Навечно». При объявлении приговора в тюрьме города Калинина (Твери) представитель УМГБ заверил отца Нила, что в ссылке он будет обладать всеми гражданскими правами и даже будет иметь возможность, по согласованию с местным архиереем, служить в храме. Но православного храма не было не только в Байкадаме, а вообще нигде поблизости в радиусе 200 километров. Вести какую-либо церковную службу или исполнять требы здесь было невозможно, так как основное население района составляли мусульмане. Найти какую-нибудь официальную работу батюшке долго не удавалось. Ему приходилось наниматься к частникам, и работать за незначительную плату. Отец Нил работал на производстве кирпича, на земляных работах, пас скот.


Как ссыльные, так и чабаны жили в антисанитарных условиях. Питание было скудным. Основной пищей были лепёшки и молоко. Иногда варили бешбармак. Дважды в неделю приезжала автолавка с продуктами. Местные жители хорошо относились к ссыльным, помогали им и делились, чем могли. Общались первое время жестами: чабаны не знали русского языка, ссыльные — казахского. Участковый, который мог переводить, приезжал раз в неделю.


Отцу Нилу, как человеку, причастному к медицине (отбывая срок в лагере, он работал в фельдшерском пункте), пришлось бить тревогу в первые дни пребывания в Байкадаме. Причиной был педикулёз. Мелкие паразиты угрожали истощённым арестантам эпидемией. Под руководством батюшки были приняты решительные меры. Людей обрили. Провели обработку высокой температурой заражённой одежды и постельных принадлежностей. Заразу удалось быстро победить.


Поражает самоотверженное мужество матушки Александры Яковлевны, супруги отца Нила, которая приняв ссылку мужа как послушание от Бога, изъявила желание поехать за ним в чужой и далёкий край. В комендатуре сказали, что жена и любые родственники могут приехать и поступить на работу, так как руками ссыльных власти решили строить в Байкадаме большое село или даже город.


Александра Яковлевна, получив письмо от супруга, собралась в путь. Она взяла с собой всё, о чём он просил: иерейское облачение, антиминс и сосуды для совершения богослужений. Вскоре семья воссоединилась. Старшая дочь, слабая здоровьем Людмила, осталась на попечении родственников в Москве, где она училась в техникуме, а трехлетнюю Веру матушка привезла в Байкадам с собой.


Ссыльные строили дома из саманных кирпичей, которые делали здесь же. Труд был изнурительным, а быт устроен плохо. Прежде всего, нужно было решить вопрос с питанием. Лепёшек, курта, айрана и кумыса, которыми чабаны питались сами и гостеприимно делились с изгнанниками, строителям было недостаточно, они нуждались в полноценном питании. Для этой нужды была оборудована общая кухня и навес.


Матушка Александра и другие женщины стали готовить супы, борщи, каши, печь пироги. Привычная для ссыльных пища была в диковинку местным жителям, которые и ложками не умели пользоваться, но быстро пришлась им по вкусу. Стали питаться вместе. Принесёт чабан часть барана утром. И жестами показывает матушке, чтобы приготовила для всех, а он тоже придёт обедать, и жену приведёт с ребятишками. А детей у чабанов было помногу. Так и стали жить – большой интернациональной общиной. Вскоре преодолели и языковой барьер.

Строительство шло быстро. Ссыльные построили ряд домов, милицейский участок, столовую, школу. Быт улучшался. Отец Нил с семьёй поселился в мазанке, где был оборудован медицинский кабинет. Устроили уютную молитвенную комнату. Сделали из фольги ризы для икон, украсили их бумажными цветами. Батюшка стал совершать богослужения. Среди ссыльных было много верующих. Они приходили молиться. Стали служить Литургию. Вино для Таинства покупали в Джамбуле, куда регулярно ездили за продуктами. А просфоры печь смогли не сразу. Использовали за проскомидией часть батона. Даже колокол сделали из какой-то посудины.


После смерти Сталина у административно ссыльных появилась надежда получить свободу. 18 апреля 1953 года отец Нил написал жалобу на имя Председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова. Он писал: «я при наличии слабого здоровья, страдая сердечными заболеваниями, /…/ вынужден нести тяжёлый физический труд, /…/ что крайне неблагоприятно отражается на моём состоянии, но тяжёлое материальное и семейное положение заставляет работать через силу и влачить жалкое существование» [2].


За освобождение отца Нила ходатайствовал также священноисповедник Николай (Могилевский), архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский, постриженик Ниловой пустыни, который сохранил связь с обителью и лично знал отца Нила [3]. Их роднила память преподобного Нила Столобенского и Нилова пустынь.


Владыка Николай считал Нилову пустынь своей духовной родиной. До конца дней он благоговейно почитал преподобного Нила. Ежегодно в день памяти Столобенского подвижника, в воспоминание его великого смирения, священноисповедник Николай совершал Божественную литургию иерейским чином в холщёвой иерейской ризе. С Ниловой пустынью были связаны и лучшие духовные воспоминания отца Нила Рясенского. Владыка Николай, который сам прошёл заключение и ссылку, много помогал ссыльным священникам, ходатайствуя за них перед властями. При невозможности освободить отца Нила святитель просил позволить ему переселиться на правах ссыльного в областной центр.



Вопрос о назначении батюшки на приход давно был решён. Но власти не торопились утверждать решение архиерея. Этому препятствовали органы госбезопасности и внутренних дел, которые непрестанно следили за ссыльным священником. 7 июля 1953 года начальник УМВД по Джамбульской области Джандильдинов писал начальнику секретариата ОСО МВД в Москву: «На Рясенского Н.Ф. заведена предварительная оперативная проверка. /…/ Рясенский, находясь на поселении в селе Байкадам, активизировал религиозную деятельность, свою квартиру превратил в молитвенный дом, обставив предметами религиозного культа, где проводит религиозные обряды» [4]. 23 октября 1953 года батюшка получил отказ в освобождении из ссылки, но ему разрешили переехать в Джамбул.



Ссылки и примечания:



[1] Иерей Владимир Воронцов. Под молитвенным покровом Столобенского чудотворца: Очерк исповеднического пути настоятеля храма Покрова Божией Матери города Джамбула митрофорного протоиерея НИЛА Рясенского. URL: https://spgkz.kz/ierej-vladimir-vorontsov/815-ot-tli-bozhe-mya-vozvedi

[2] Архив ЦДНИ г. Твери. Ф.7849. Д.7691-с. Л.208об.  Жалоба адмссыльного Рясенского Н.Ф. Председателю Совета министров СССР, 1953 г.

[3] Об их личном знакомстве в Осташкове упоминается в одном из писем прот. Нилу от прот. Виктора Голубева. Вероятно, священноисповедник Николай мог познакомиться с о. Нилом во время визита в Нилову пустынь.

[4] Архив ЦДНИ г. Твери. Ф.7849. Д.7691-с. Л.188. Отношение УМВД по Джамбулской обл. Каз. ССР на запрос о ссыльных Власовой и Рясенском, 7 июля 1953 г.


(Изверженный из сана) Иеромонах Иаков (Воронцов)

bottom of page