Отправной точкой размышления о человеке всегда является Бог! Оно и понятно, ведь человек создан по образу и подобию Божьему. Ничего из того, что Первообраз не делает Сам, он не налагает на Свой образ. Заповеди Блаженств потому так и называются, что по ним существует Сам благой Бог! В Нагорной Проповеди Бог предлагает человеку жить Его жизнью и самому становиться Богом.
«Блаженны нищие духом, потому что им принадлежит Небесное Царство» — гласит первая заповедь.
Очевидно, что в первую очередь Бог говорит здесь о самом Себе, ведь именно Ему принадлежит Небесное Царство. Сам Бог-Троица – есть превечная полнота этого «Царства духовно Нищих». В богословии это называется кенозис – самоумаление, самоистощание Бога. Согласно учению Церкви, Бог-Отец во всей полноте, без остатка, отказываясь от Своего превосходства (как бы «нищая») отдаёт Свою Природу Двум другим Лицам Пресвятой Троицы.
Создавая тварный мир, населяемый свободными существами, Бог продолжает это «Божественное обнищание». Он отказывается от всемогущества и вездесущия, ведь появляется новая реальность, способная сказать Богу «нет». Ну а далее (и об этом всё Евангелие) это добровольное нищенство Бога приобретает самые явные и трагические формы. Сын в Своём воплощении нищает без остатка. Через бедность, скитания, страдания доходит до пределов этой нищеты – смерти и небытия. Итак, принцип существования вечного Бога – вечно отдавать и растрачивать Себя для других! Это, в сущности, и есть Божественная Любовь, к подражанию которой призван человек!
В первой заповеди Блаженств Бог предлагает это «блаженное нищенство» человеку. «Как просто и ясно теперь расшифровываются эти слова. Нищий духом – тот, кто в подражание Богу полагает душу за други своя, кто в любви отдает этот дух, не скупится на свои духовные богатства». Быть нищим духом – это значит растратить себя и обнищать – не только физически (делясь своей реальной собственностью), но и духовно: жалея всех, переживая о всех, заботясь обо всех. «Нищие духом» – это, действительно, нищие, но не из-за лени, глупости или порока. Причины нищенства нищих духом – духовные: милосердие, сострадание, жажда справедливости. В этом смысле добровольное нищенство – это выражение максимальной свободы, когда человек способен «отвергнуться себя», выйти за пределы служения самому себе во имя служения другому.
Царство Небесное, отмечает Христос, принадлежит нищим духом уже сейчас! Это важное уточнение показывает, что Царство Небесное – это не то, что будет когда-то потом, а то, что может происходить здесь и сейчас; это наш мир, в который мы приглашаем царствовать Бога.
«Блаженны плачущие, потому что они будут утешены».
Плач и страдание – всегдашние спутники христиан. Однако, эти страдание и плач – христианские. Речь здесь не о каком-то необходимом страдании, за которое человек получит вознаграждение после смерти, но о страдании, как «побочном эффекте любви». Действительно, обретение свободы, отстаивание правды, обличение зла, растрачивание себя в делах милосердия – это то, что всегда сопряжено с жертвой, страданием, плачем. Эта заповедь хорошо выражает смысл христианской аскетики. Голодать – но только если разделив свой обед с неимущим. Не спать – но только, просидев полночи у кровати больного. Усиленно молиться – но только, если молиться за того, кому не можешь помочь реально. Наконец, отдать свою жизнь – но не из тщеславия и не за будущую награду, а во имя спасения чьей-то жизни. Страдание спасительно, только если это страдание – следствие растрачивания себя в пользу другого.
«Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю».
Кротость (как и нищенство) – есть фундаментальное Божественное свойство. Святая Троица – исходный пример кротости, ибо в Ней не существует насилия, несвободы, неравенства. Воплощенный Бог, Иисус Христос сделал эту Божественную кротость предельно явной. Он не только учил о кротости, но и Сам был ее примером, ибо никогда не использовал свою Божественную силу для насилия и принуждения. К этому Он призывал и человека.
Кротость – это совсем не слабость. Как бы это парадоксально не звучало, кротость – это сила Личности, при помощи которой человек способен не пользоваться своей силой! Кротость – это способность ограничить в себе стремление к власти, насилию или пользованию другим человеком. Все мы прекрасно знаем, какую силу, порой, нужно иметь, для того, чтобы несмотря ни на какие соблазны и провокации остаться безопасным для другого человека (не взять того, что плохо лежит, не воспользоваться служебным положением; не использовать свой ум для обмана, а красоту для обольщения, не накричать на слабого ребёнка, не продемонстрировать своё пренебрежение нищему… – иными словами, не использовать свои сильные стороны против того, у кого их нет). Кротость – это победа Личности человека над своим животным естеством. Понятие кротости отчасти может быть выражено светскими словами интеллигентность, тактичность, порядочность, уважительность, сдержанность. Только такие, безопасные друг для друга люди могут быть вместе. Поэтому, по слову Христа, именно они и наследуют Новую Землю!
«Блаженны изголодавшиеся и томящиеся жаждой праведности, ибо удовлетворены они будут Богом сполна».
Это заповедь очень важна, ибо даёт человеку надежду на спасение. Абсолютная праведность (та, которая делает человека подобным Богу) недостижима. Это понимает каждый, кто хоть раз всерьёз боролся со своими страстями. Иногда осознание этой очевидной беспомощности может вызвать уныние и полное отторжение дела духовного совершенствования. Но Господь подчеркивает: блажен не достигший праведности, а томящийся её жаждой! Жажда праведности проявляется только в непрестанных попытках обретения свободы от зла. Именно это усилие будет оценено Богом.
«Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога».
В основе слова «чистый» лежит значение несмешанный, беспримесный. Чистый сердцем – это тот, кто имеет чистые мотивы своих добрых поступков. Обычно бывает наоборот: человек делает добрые дела из расчёта, корысти, тщеславия, жажды похвалы. И такой человек всегда будет несчастлив, ибо не будет получать ожидаемой похвалы и славы. Но по-настоящему счастлив только имеющий причиной своих действий чистую, беспримесную любовь. Такой человек, действительно, в своём отношении к ближнему уподобляется Богу и начинает видеть Его (Бога) в другом человеке.
«Блаженны миротворцы, потому что они будут названы сынами Божьими».
Фраза «сын Божий» здесь – это одновременно и поэтический, и богословский образ. Сын Божий – это человек, который в человеческом мире делает дело Божие. Все мы становимся Иисусами Христами, когда творим благую волю Бога. Слово «Миротворец» (в самом широком смысле) – означает человека, стремящегося к миру, то есть единству человека с человеком (вне зависимости от степени родства, национальности, территории проживания, вероисповедания, пола и социального положения). Миротворец (если он действительно миротворец) страдает, если это единство нарушается. Есть такие люди, которые наводят мосты между враждующими, залечивают разрывы и могут утешать в горе. Такие люди делают Божье дело, являются Его руками, ибо великая цель Божья заключается в том, чтобы установить мир и любовь между людьми. Человек, разъединяющий людей, служит сатане, а человек, объединяющий людей, творит волю Бога.
«Блаженны те, кого преследуют за праведность, потому что Небесное Царство принадлежит им».
Из этой заповеди можно сделать один важный (обратный) вывод: если я подобно Христу не вступаю в конфликт с миром, который во зле лежит, если мир не отторгает меня за мою неотмирность, Христов ли я?
«Блаженны вы, — завершает своё поучение Христос, — когда из-за Меня люди оскорбляют и преследуют вас и всячески злословят вас. Ликуйте и веселитесь, потому что вас ждет великая награда на небесах!»
Итак, блаженны (счастливы) пребывающие в Любви. Любовь не подразумевает счастья в современном смысле этого слова. Благодушие, спокойствие, гармония, уверенность в завтрашнем дне – это не про Любовь. Любовь, напротив, сопряжена с напряжением, дискомфортом, страданием, неопределенностью, риском. Но только Любовь придаёт жизни человека смысл.
Присутствие в жизни смысла – и есть то блаженство, которое наполняет человека радостью. Всё остальное «счастье» не выдерживает даже испытания временем и тем более не выдержит испытания вечностью. К настоящему же блаженству, блаженству в Любви может привести только один путь – путь следования за Христом!
Иерей Петр Устинов