top of page

Как не потеряться и не уйти из Церкви в смутные времена? На что и на кого опереться?




Война, которая идёт уже 3-й год, как смерч вовлекает в себя всё новые жертвы, тюрьмы наполняются политзаключенными, священники лишаются служения, христиане в недоумении.


Конечно, большая ответственность на тех, кто преподносит ложь и несёт соблазн тем, кто неопытен в различении добра и зла. Особенно те, кто говорят от имени Церкви: «...берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их» (Лк. 21, 8).


Многие наши родственники и близкие стали жертвой обмана подобных людей. Да и сам я порой удивляюсь, глядя на своих родителей, которые в своё время открестились от советской пропаганды с постоянным её поиском врагов родины, смеялись над коммунистами, съездив за границу, увидели «блага» других стран. И теперь они захотели обратно, к модели жизни, похожей на СССР. Но ведь это происходит не только с пожилыми людьми, но и с молодыми. Интересно, что это за «вино», от которого люди стали не такими, какими были недавно?


В то же время удивляют люди, в том числе и священники, которые не поддались всеобщему помешательству. Хочется спросить их: «почему вы живые?» Ведь порой кажется, что тьма поглотила всех, но это не так! Поэтому хорошо помнить, что среди нас есть единомышленники.


С детства я часто слышал от своего отца такие местоимения, как «мы» — «они», «наши» — «враги». Я ходил на первомайские демонстрации и с родителями, и с классом, был и октябрёнком, и пионером, но быть винтиком в толпе меня всегда отталкивало. Как говорил ещё Виктор Франкл: «Бегство в толпу — это способ скинуть с себя бремя собственной ответственности».


Есть такое высказывание: «Все люди делятся на 2 разряда: тех, кто имеет привычку делить людей на 2 разряда, и тех, кто не имеет такой привычки» (Роберт Бенчли, журналист, актёр, 1889–1945).


А давайте теперь посмотрим, что происходит с людьми с биологической точки зрения. Здесь я буду местами цитировать Роберта Сапольски из его книги «Биология добра и зла» (профессор биологии и нейрологии в Стэнфордском университете). «Наш мозг формирует размежевание среди людей на Мы/Они, определяя по лицу расовую принадлежность за 50 мс. Вслед за этим, если это лицо своей расы, через несколько сотен миллисекунд активируется область распознавания лиц. Если же нужно распознавать лицо чужой расы, то активация в этой области происходит ещё медленнее, а то и вовсе не включается. С такой же скоростью мозг группирует лица по полу и социальному статусу.... Для размежевания Мы и Они характерно преувеличение ценности Нашего мировоззрения: у нас всё правильнее, мудрее, более этично и порядочно, когда дело касается богов/экономики/воспитания/войны. В процессе создания группы Мы гипертрофированно увеличивается значимость произвольных маркеров, это требует некоторой работы: нам предстоит рационально объяснить, почему наша еда вкуснее, музыка нежнее, а наш язык более поэтичный...»


Чтобы человеку не выпасть из той группы, к которой он себя уже внутренне причислил, он готов на слепое подчинение ей. Порой место такой группы может занять и государство. В обмен на это подчинение государство даёт ему ощущение Отчизны. «И, наверное, немногие из такой Отчизны задумываются, что если бы они родились в какой-либо другой географической точке мира, они бы столь же истово принялись защищать иной символ исключительности, по-иному чеканили бы гордый шаг на парадах».


В образе Чужих люди склонны видеть злобных, страшных, отталкивающих и примитивных личностей, похожих лицами друг на друга. «В основе рассудочной деятельности, обслуживающей размежевание на Своих и Чужих, лежат эмоции и бессознательные автоматические процессы. Эти процессы порождают заявления вроде: "Не знаю почему, но то, что Они делают, — плохо, и всё тут". Ведь себя нужно ещё убедить в том, что вы и вправду разобрались, что к чему».


Я думаю, что пропагандисты очень умело сыграли на приведённой выше дихотомии Свои/Чужие.


Далее, хочется упомянуть о таком явлении, как конформизм. Учёные выделяют 2 типа: первый — публичный конформизм, второй — личный конформизм.


В известных экспериментах Соломона Аша людям предлагают ответить на простой вопрос: «Какая из 3-х нарисованных линий равна по длине образцу?» В каждой группе было по 7 человек, но настоящий испытуемый был только один, причём отвечал он последним. «Подсадные утки», показывая на короткую, начинали говорить, что она длинная. Так вот, в этой ситуации 75% испытуемых проявляют конформизм — то есть соглашаются с мнением большинства, вопреки своему мнению. И лишь 25% способны устоять против группового давления. Из этих 75% большая часть скрывают своё истинное мнение от группы, притворяясь. Но меньшая часть конформистов проделывают целую работу внутри себя, чтобы изменить своё мнение всерьёз.


В первом случае, у публичных конформистов, миндалевидное тело, которое отвечает за страх и тревожность, активируется и успокаивается, как только человек соглашается с большинством. Во втором случае у тех, кто убеждает самого себя в собственной неправоте, миндалевидное тело активизируется намного сильнее, они испытывают повышенную тревогу. И у таких людей память перезаписывает увиденную искажённую информацию в реальном времени. Такое бывает у жертв агрессивной пропаганды.


Таким образом, у людей, которые боятся новизны, мозг перезапишет историю, разделяя мир на Своих и Чужих. Попросту говоря, человек отказывается от своего мнения, принимая предложенную ему модель поведения.


А что делать тем верующим, которые попали в те самые 25%? Когда их слух отравляют различные языческие тексты, которые уже проникли и омрачили самую главную христианскую службу — литургию? Удивительно, почему до сих пор не посягнули на то, чтобы читать так называемую молитву о победе на евхаристическом каноне.


Кроме того, по епархиям проходят ещё денежные сборы на СВО. Так, недавно в нашей епархии собирали на дроны и РЭБ (средства радиоэлектронной борьбы). Как быть совестливым христианам? Я знаю, что те, которые остаются в храмах РПЦ, ищут общения с антивоенными священниками. Думаю, что вы, дорогие наши читатели, понимаете, что свободы остаётся всё меньше. Я даже и не знаю, есть ли храмы, где псевдомолитва вообще не читается и возможно ли такое сейчас?


Мне удаётся не читать. На воскресной литургии читает настоятель. Я в это время стараюсь быть на исповеди.


Хотел было написать, как поступают знакомые священники, которые не читают этих текстов, но решил, что не буду, потому что недоброжелатели тоже читают эти тексты. А ведь те братья, которые считают себя Церковью и ненавидят других (придуманных врагов), пользуются теми же новозаветными текстами, что и мы. Превратно их толкуют, а также следят за верующими, чтобы при случае сдать кому надо. Хотел бы им порекомендовать фрагмент из послания (приписываемого Св. Иустину-Философу) к Диогнету:


«Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого-либо необыкновенного наречия, и ведут жизнь ничем не отличную от других. Только их учение не есть плод мысли или изобретение людей, ищущих новизны; они


 не привержены к какому-либо учению человеческому как другие. Но обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всём прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своём отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всём, как граждане, и всё терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество — чужая страна. Они вступают в брак как и все, рождают детей, только не бросают их. Они имеют трапезу общую, но не простую. Они во плоти, но живут не по плоти. Находятся на земле, но суть граждане небесные. Повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы. Они любят всех и всеми бывают преследуемы. Их не знают, но осуждают, умерщвляют их, но они животворятся; они бедны, но многих обогащают. Всего лишены, и во всём изобилуют. Бесчестят их, но они тем прославляются; клевещут на них, и они оказываются праведны; злословят, и они благословляют; их оскорбляют, а они воздают почтением; они делают добро, но их наказывают, как злодеев; будучи наказываемы, радуются, как будто им давали жизнь. Иудеи вооружаются против них как против иноплеменников, и эллины преследуют их, но враги их не могут сказать, за что их ненавидят».


Дорогие друзья, у меня нет каких-то рецептов, как обойти все эти противоречия. Но у нас есть совесть, а она часто подсказывает, как лучше поступить. Наконец, у нас есть Евангелие. И я надеюсь, что ни один здравомыслящий верующий не воспринимает всерьёз то, что сейчас священников в РПЦ массово лишают сана. Их лишают сана люди, подобные тем, которые хотели убить апостола Павла. Но он тогда выпросил себе суд в Риме, таким образом продлевая своё земное служение Церкви. В результате чего мы имеем целых 14 посланий, часть из которых была написана им в тюрьме.


Конечно, для священников лишение служения и сана — большое потрясение, в первую очередь — финансовое. Кто-то может подумать, почему не духовное? Если священник помнит, что он в первую очередь христианин, а потом уже священник, то у него не так сильно будет калечиться психика. «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 38).


А вот с работой не всегда сразу получается. Поэтому нам, священникам, хорошо бы устраивать свою жизнь не на жреческом служении, а на краеугольном камне — Христе. И пока есть возможность, лучше было бы нам учиться каким-либо профессиям, не стесняясь пойти и на консультацию к профориентологу.


Чаще будем вспоминать апостола Павла, который предпочитал работать своими руками. Для того, чтобы не попасть в психологическую ловушку типа «а что дальше?», будем почаще общаться и подбадривать друг друга. Я считаю, что сбор пожертвований для своих братьев, терпящих нужду, — это очень важная и богоугодная практика, восходящая к первым христианским общинам. «Для меня впрочем, излишне писать вам о вспоможении святым...» (2 Кор. 9, 1; там же вся 8 глава посвящена сборам).


Благодарю всех причастных к созданию и поддержанию проекта «Мир всем», всех, кто жертвует нуждающимся, всех неравнодушных. Христос посреди нас!


Анонимный исповедник проекта «Мир Всем»

Comentários


bottom of page