Этим материалом мы продолжаем цикл публикаций от подопечных «Мир Всем» — наших исповедников, которые после 24 февраля 2022 года были отправлены за штат, запрещены в священнослужении или иным способом оставлены без средств к существованию. В целях безопасности мы скрываем его имя. Помочь этому священнику и его собратьям по несчастью пережить тяжелые времена и добиться восстановления возможности служения можно с помощью пожертвований, реквизиты указаны в конце публикации. Точка зрения, изложенная в данном материале, может не совпадать с точкой зрения команды проекта.
Речь может стать поступком, если меняет горизонты смыслов – и личностный статус говорящего или его адресатов. Когда люди, позиционирующие себя атеистами, обращаются к Богу, это вызывает вопрос: насколько молитвенное вопрошание остается игрой и не касается внутренних глубин говорящего? Уважаемые и любимые Екатерина Шульман и Станислав Дробышевский в своих публичных выступлениях рассматривают человека и общество в целом через призму антропологии и социологии, биологии и истории. При этом чем чаще они упоминают о своем мировоззренческом атеизме, тем чаще они же позволяют себе характерные проговорки: «Господи, прости!» и тому подобные. Ревнитель благочестия, конечно, уже готов торжественно вскарабкаться на табуреточку, чтобы напомнить заповедь «Не поминай имя Господа твоего всуе»… Но тут его подстерегает одна закавыка – как раз данные исследователи не считают Бога Библии своим Господом. Равно как и любых иных духов и богов.
Примечательно, однако, что оба ученых призывают нас следовать этическим заветам Нагорной Проповеди – искать мира, творить добро и любить ближних и дальних. Вдумчивая и интригующая Юлия Латынина обрушивает на раннехристианские общины шквал обвинений в расшатывании римской государственности, причём, как подрывными методами ХАМАС, так и, напротив, манипулятивными методами сектантской вербовки высокопоставленных чиновников. С ее точки зрения, правильной реакцией на христианское свидетельство были те гонения, которым проповедников подвергали в Китае и Японии. Характерно при этом, что её анализ векового упадка европейской цивилизации и суждения о левачестве и параде национализмов как его причины исходят из тех представлений о достоинстве и свободе личности, о ценностях рыночной экономики и концептах научного знания, что были сформированы в рамках европейской христианской культуры, пережившей гонения Рима.
С другой стороны, проницательные и проникновенные Дмитрий Быков и Алексей Арестович рассматривают ту катастрофу, в которую ввергла себя и весь мир современная Россия, и те соблазны, которым поддаются страны Запада и Востока, в перспективе Евангельской вечности. Это дает им возможность пройти сквозь Сциллу утопической восторженности и Харибду экзистенциального отчаяния к той надежде, что окрыляет каждого – остаться человеком вопреки всему, найти силы терпеть боль и сохранять свое достоинство – в Том, Кто Сам прошёл путем безвинных страданий и на Кресте победил смерть, - во Христе. Всё это, в частности, означает, что русскоязычная мысль вновь, как и в эпоху Пушкина, Некрасова, Тургенева, Толстого и Достоевского, обретает интонацию библейских пророков.
Институт Церкви молчит, либо поддакивает бессовестной системе власти, но голосом её становятся люди, обремененные интеллектом и следующие нравственному закону. И не суть важно – веруют ли они – и насколько всерьёз. Тургенев не считал себя человеком церковным, но сумел дать импульс к отмене крепостного права. Некрасов, как, впрочем, и Пушкин, и Достоевский, - все они имели какие-либо слабости – но впряглись за неимущие сословия и подняли веки имперскому Вию, сумев принудить его к большей человечности. Имена этих писателей и художников, композиторов и ученых можно множить и множить. Но именно они не постеснялись напомнить о тех крепостных, чьи чувства не интересовали помещиков, о тех солдатах, что были забиты насмерть шпицрутенами, о тех истинах, что декларировались и даже отображались на гербе, но не воплощались в жизнь.
Поэтому не стоит опускать руки. Если в Золотой и Серебряный века получилось, получится и в наш – Цифровой. И да, нам есть, о чем собеседовать с нашими критиками и оппонентами. Нам есть, кого благодарить и кого поминать. Нам есть, чему учиться, и есть, куда идти, взяв свой крест. И даже если институт Русской Православной Церкви вытаптывает всё живое, не будем забывать про веяние тихого ветра, осенившее пророка Илию, и про те тысячи верных, что не склонили колена перед Ваалами, как бы их не старались склонить к тому спецслужбисты той автократии.
По слову Дмитрия Быкова, «Христос вокрес. А вы боялись…»
Клаус Маплов*
Эта статья написана священником, подвергшимся гонениям за свою антивоенную позицию.
Помочь ему и его собратьям по несчастью пережить тяжелые времена и добиться восстановления возможности служения можно с помощью пожертвований:
Регулярная поддержка на Patreon: https://www.patreon.com/PeaceUponAll
Единоразовое пожертвование: https://www.gofundme.com/f/peace-unto-all-help-for-antiwar-clergy
Пожертвовать в рублях (выберите получателя в «карусели»): https://zaodno.org/mir-vsem
Пожертвовать в криптовалюте:
USDT (TRC20) TRKuLYhtZYZvakb4aaHhimnBRVp2xy63P2
Bitcoin 1LfE4dT5jdNRzhN6ejHsQtoD2DQVNYFkXE
Храни вас Господь!