В такие времена, как наше, возникает немало вопросов – к жизни, людям, Богу. Один из самых острых: как мы дошли до той точки, в которой оказались? Другой, не менее важный: почему вокруг столько агрессии, злобы, ненависти, ксенофобии? Напомню, что ксенофобия в буквальном переводе означает «боязнь чужого, иного». Мы наблюдаем это явление не только на фронтах или в политической жизни, но и повсеместно – в бытовых, социальных и даже семейных отношениях.
На мой взгляд, ответ стоит искать, прежде всего, в нашей животной природе, в той части нас, которая роднит нас с животным миром. Этой природой управляет древнейшая структура мозга – так называемый «рептильный мозг», где зарождаются базовые инстинкты и потребности.
О природе границ и агрессии
Одна из фундаментальных потребностей человека — это осознание и соблюдение собственных границ. Границы — это те жизненные пределы, где заканчиваюсь «Я» и начинается Другой. Агрессия, как врожденная эмоция, может быть сигналом нарушения этих границ. Возможно, она является частью тех самых «кожаных риз», о которых говорится в книге Бытия: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт. 3:21). Эти «ризы» — не только символ защиты, но и граница, отделяющая человека от окружающего мира, сохраняя его идентичность.
Любая эмоция — это не враг, а импульс, отражающий нашу глубинную потребность. Агрессия сигнализирует о том, что границы нарушены, даже если это нарушение едва ощутимо. Проблема современной России — это повсеместное размытие границ, которое влечет тотальное непонимание:
где заканчивается их страна, их национальная идентичность (тот самый «русский мир»);
каковы границы морального/аморального, нравственного/безнравственного, доброго/злого, правдивого/лживого;
за что можно быть осужденным и получить реальный срок;
кто представляет угрозу, когда ни родственные, ни дружеские, ни соседские отношения и связи не соединяют и не гарантируют психологической и прочей безопасности
кто может оказаться доносчиком и тд и тп.
Диффузность границ на всех уровнях жизни повышает градус агрессии, гневливости, раздражительности. Жизнь превращается в хаос, где нет безопасного пространства ни для тела, ни для души.
Границы как условие добродетели.
Я рискну предположить: главные добродетели — смирение, терпение, надежда, милосердие, любовь — возможны лишь тогда, когда человек пребывает в свободном личном пространстве с четким осознанием своих границ и границ другого. Наличие границ позволяет человеку видеть пределы своей ответственности и возможностей, а значит, дарует ему опору в жизни.
Размытие границ уничтожает не только форму жизни, но и ее содержание. Это можно сравнить со стаканом воды. Если разбить стакан, вода прольется, и мы утратим возможность утолить жажду, поставить цветы или использовать этот сосуд по назначению. Разбитый стакан оставляет лишь лужу, которая быстро высыхает.
Евангелие: взгляд через призму границ
Наблюдение за жизнью, людьми, их культурой и психологией, открывает новую оптику для прочтения Евангелия. Для меня эта книга, среди прочего, демонстрирует бережное отношение к человеку через уважение его границ.
Христос был примером того, как хранить собственные границы. Он говорит: «Если Я сказал нечто злое, скажи, что злое; если же доброе, то за что ты Меня бьешь?» (Ин. 18:23). В другом случае: «Нет ни единой власти твоей надо Мной, если бы не была дана тебе свыше» (Ин. 19:11).
Он зовет, но не приказывает! Он предлагает Себя как Путь, описывает условия Жизни и призывает выбрать Ее, а не смерть, но сохраняет свободное право за человеком следовать или нет этим Путем! Он не стремится «причинить радость» и сотворить насилующее обязательным принятием чудо («Хочешь ли…?», «Веришь ли, что Я могу…?»)! Он прощает, разрешая человека от уз вины, стыда и обиды, предоставляя возможность человеку действовать.
Христос, как Совершенный Человек и Истинный Бог, знает человеческую природу глубже, чем мы способны её постигнуть. Его отношение к границам – это не только проявление уважения к человеку, но и путь к восстановлению повреждённого грехом образа Божьего в каждом из нас. Границы важны для Христа, потому что они связаны с фундаментальными аспектами человеческой свободы, ответственности и любви. Евангелие иллюстрирует нам, что значат для Христа наши границы:
Границы — основа свободы.
Господь сотворил человека свободным. Свобода — это не только дар, но и великое таинство. Человек не может любить, если его воля насильственно подчинена, даже ради блага. Христос хранит границы, чтобы дать человеку возможность самому принять решение, выбирать путь. В книге Откровения Христос говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему» (Откр. 3:20). Он не врывается, не ломает дверь, но терпеливо ждет. Только добровольный ответ на Его любовь делает эту встречу подлинной.
Границы — защита человеческой уязвимости.
Грех сделал человека уязвимым, ранимым. Христос, понимая это, не разрушает наши внутренние защиты, но действует деликатно. Как врач, Он лечит так, чтобы исцеление не стало новой травмой. Вспомним, как Он обращается с женщиной, взятой в прелюбодеянии. Вместо того чтобы нарушить её границы осуждением, Он создаёт для неё безопасное пространство, говоря: «Кто из вас без греха, первый брось в неё камень» (Ин. 8:7). Он защищает её от толпы, но оставляет за ней право выбора: жить дальше во грехе или начать новую жизнь.
Границы — это пространство личности.
Христос оберегает это пространство, потому что именно в нём рождается наша подлинность. Уважая границы, Он помогает нам осознать: мы — не часть толпы, не безликие существа, но любимые в своей уникальности дети Бога. Каждое Его слово или действие направлено не на разрушение, а на раскрытие нас самих. Он даёт возможность взглянуть внутрь себя, как в случае с самарянкой у колодца. Он не обвиняет, не осуждает её прошлое, но мягко ведёт к осознанию своей истинной жажды: «Если бы ты знала, Кто просит у тебя пить — то сама бы просила у Него».
Границы – это и основа любви.
Любовь невозможна без уважения к Другому. Бог в любви всегда отдаёт Себя, но никогда не вторгается. Нарушение границ как насилие несовместимо с Божественной природой. Христос показывает, что истинная любовь уважает свободу выбора, даже если этот выбор приводит к отдалению от Него. В случае с богатым юношей Христос не укоряет его за отказ следовать за Ним, но с болью отпускает, сохраняя его право быть собой.
Границы – это пространство для роста.
Христос не только хранит наши границы, но и учит нас самим видеть и защищать их. Без осознания собственных пределов мы либо растворяемся в других, либо становимся агрессивными. Умение отстаивать свои подлинные (а не мнимые, фантомные, желаемые) границы — это свидетельство зрелого умения осознавать себя, своё призвание, свою идентичность.
Размытые границы ведут к хаосу, и этот хаос отражает внутреннюю потерянность человека. Христос показывает, что только через осознание своих пределов мы можем найти точку опоры — ту, которая станет началом движения к Богу.
В притче о блудном сыне отец не идёт за сыном, когда тот уходит в страну далёкую. Он уважает его выбор, даже если тот ошибочен. Границы позволили блудному сыну осознать свою нужду в возвращении. Христос учит нас, что возвращение к Богу возможно только тогда, когда мы сами этого захотим.