top of page
Writer's pictureMir Vsem

О ТОМ, КАК ХРИСТИАНЕ НАЧАЛИ ПРАЗДНОВАТЬ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ХРИСТА, ДАТУ КОТОРОГО НИКТО НЕ ЗНАЛ

Знаем ли мы точно, когда родился Христос? Какой день и месяц? К сожалению, достоверной информации у нас нет… 


Но тогда почему христианская церковь празднует Рождество 25 декабря? (Те, кто празднует 7 января, на самом деле также празднуют 25-го декабря по юлианскому календарю). Почему именно этот день, а не какой-то другой? Как и когда праздновали этот праздник христиане в разные века?


протоиерей Георгий Рой

СВИДЕТЕЛЬСТВА 3-ЕГО ВЕКА

Климент Александрийский приводит интересные сведения о праздновании Рождества Христова в те времена:

«Некоторые, — говорит Климент, — приходят к выводу, что Христос родился 25-го числа египетского месяца ПАХОН (это соответствует 20-му МАЯ нашего современного календаря. Хороший такой вариант весеннего Рождества. 

Другие, - продолжает святитель, - полагают, что Он родился 24 или 25 числа ПАРМУТа (по нашему календарю это 19 или 20 АПРЕЛЯ)".

Сам Климент считает датой Рождества - 17 НОЯБРЯ.

Другой древнехристианский автор по имени Киприан писал, что Христос родился 28 марта.


Как видим, единства нет, а вариант 25 декабря здесь вообще не упоминается.


ДОГОВОРИЛИСЬ, НО...

Примерно к середине IV века церковь все же приходит более или менее единой дате празднования события Рождества. И такой датой становится день 6 января. 

Может быть, христиане к тому времени нашли какие-то доказательства того, что именно в этот день родился Христос? Опять же, - нет. Эта дата была совершенно символичной. Сам праздник назывался БОГОЯВЛЕНИЕМ, и, собственно, воспоминание события Рождества Христова было лишь одной из многих тем этого празднования. Пожалуй, главное внимание в этом торжестве было обращено на событие явления Христа на Иордане и Крещение Его Иоанном Предтечей. Короче говоря, как-то не слишком сильно ранние христиане обращали внимание на событие Рождения Господа Иисуса…. 


РИМ ЛЮБИТ ДНИ РОЖДЕНИЯ

Со временем Западная Римская церковь обратила свое внимание именно на РОЖДЕСТВО ХРИСТА. В Риме день рождения Христа стали отмечать как ОТДЕЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК, а не такой, который включает в себя множество иных воспоминаний. И на то были свои причины. 

Римлянам не нравился изощренный спиритуализм, когда Христа рассматривали только, так сказать, «духовно». Римская церковь решила подчеркнуть, что Христос был настоящим человеком и по-настоящему родился как человек, и что все это имеет большое значение для всего человечества. Таким образом, римские христиане первыми отпраздновали Рождество! Но на какой день года в своем календаре они поместили этот праздник?

Вот тут-то и появляется знакомое нам 25 ДЕКАБРЯ. 

Может быть, римляне наконец докопались до истины и нашли доказательства того, что именно в этот день родился Христос? И снова нет... Почему же тогода 25-е декабря?  


ПРАЗДНИК ОСТАЕТСЯ!... МЕНЯЕТСЯ СОДЕРЖАНИЕ

А дело вот в чем! В конце декабря римляне отмечали праздник непобедимого Солнца и так называемые Сатурналии. Это были очень красивые праздники! Повсюду зажигались огни, весь город был наполнен праздничной иллюминацией, люди зажигали факелы и с песнями проходили по улицам Рима. Антурах, думаю, всем нам знаком. Не правда ли? 

Но для христианских священников этот языческий праздник был большой проблемой, ведь, что греха таить, - он нравился христианам, особенно молодежи. Это действительно было и красиво, и весело! 

Что придумали руководители Римской церкви? Наверное, вы уже догадались. Как раз на день кульминации языческих торжеств – 25 декабря и был назначен праздник Рождества Христова, потому что именно Христос есть истинное Солнце Правды для всего человечества. 

«Празднуйте этот день», — призывал в те времена блаженный Августин, — не как неверные ради этого солнца, но празднуйте ради Того, Кто сотворил это солнце”! 

И то было блестящее решение! Как минимум по двум причинам. Во-первых, христиане получили возможность праздновать весело и красиво, а во-вторых, их празднование как бы выбило почву из-под ног языческого праздника, меняло его смысл. Главное - нужно было праздновать еще веселее и еще красивее, чем это делали поклонники римских богов. И здесь христиане постарались.


ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В РИМ

Праздник Рождества прижился и распространился в Римской Церкви. А вот празднование БОГОЯВЛЕНИЯ на Востоке столкнулось с определенными проблемами. Там появились люди, которые стали учить, что Христос на самом деле не стал человеком, не принял телесной природы. Телесное начало человеческой природы для греков было так себе… Они больше ценили дух и все духовное. Многим из них было очень тяжело понять Бога, принявшего слабое и несовершенное человеческое тело. Короче говоря, это было именно то, что называется ересью, потому что оно расходилось с первоначальным учением христианства.

Поэтому христианские епископы Востока, после того как на Западе укоренилось празднование Рождества Христа по плоти, поняли, что им такой праздник также очень нужен - для того, чтобы противостоять этой изощренной «духовной» ереси. На Востоке начинается активный процесс выделения Рождества из Богоявления в отдельный праздник, в котором внимание сосредотачивалось именно на событии плотского, человеческого рождения Иисуса. А масштаб, радость и красота торжества могли подействать лучше, чем множество догматических аргументов против ереси “призрачности плотского рождения Иисуса”. 

Первым на Востоке Рождество Христово отпраздновал в Константинополе святитель Григорий Богослов 25 декабря 380 года. До наших дней сохранилась даже его проповедь в этот день, где он объясняет, что к чему. 


Через некоторое время блестящий восточно-христианский подвижник и поэт Ефрем Сирин сочинил к празднику Рождества стихотворение:

«Вот рождается чудное Дитя,

И имя Ему Чудесный,

Ибо воистину чудно, 

Что Бог становится ребенком»


ПРАЗДНОВАНИЕ РОЖДЕСТВА ПОД ПРИНУЖДЕНИЕМ

Но, не все было так гладко... Иерусалимская церковь, которая, собственно, и хранила место рождения Христа, категорически отказалась праздновать Рождество 25 декабря и продолжала придерживаться старой традиции праздновать Богоявление - 6 января. Никто не мог убедить иерусалимских христиан праздновать вместе со всеми. Ну почти никто... После безуспешных попыток переговоров, в конце концов, римский император в середине VI века на время празднования ввёл войска в Иерусалим, и это стало весомым аргументом, чтобы окончательно убедить иерусалимских христиан принять дату 25 декабря как дату Христового Рождества. Офицеры внимательно следили за тем, чтобы службы в этот день проходили на Святой Земле должным образом. 


Итак, с этого времени христианская церковь полностью перешла на единую дату празднования... до того момента, пока в середине XVI века не появился новый Григорианский календарь, который исправлял астрономическую ошибку старого юлианского календаря. Но, не все хотели тогда и не все хотят теперь жить и праздновать по исправленому календарю. Поэтому те церкви, которые сохранили старый юлианский календарь, празднуют Рождество 25 декабря, что соответствует 7 января по григорианскому календарю. 


Как бы там ни было, но мы всем желаем Счастливого Рождества!


протоиерей Георгий Рой


bottom of page