top of page
Writer's pictureMir Vsem

ПРАВДА ЛИ, ЧТО ЦЕРКОВЬ ВНЕ ПОЛИТИКИ?

«Церковь вне политики» — как часто в наши дни приходится слышать эти слова. Их говорили мне на дисциплинарной комиссии, когда я отстаивал свое право публично осуждать агрессора, развязавшего несправедливую захватническую войну. Этим же тезисом представитель епархии прокомментировал журналистам новость о лишении меня сана: иеромонах Иаков, дескать, увлекся политикой и тем самым нарушил присягу священника.


Примечательно, что на том же заседании дисциплинарной комиссии один заслуженный протоиерей пытался убедить меня, что война эта гораздо шире и значительнее, чем противостояние России и Украины. По его словам, это война Востока и Запада, которая ведется чуть ли не в сотериологических целях. Другой уважаемый духовник после исповеди потребовал от меня принести публичные извинения президенту России и российской армии за, что я будто бы оскорбил и оклеветал их. Поскольку я не стал выполнять его требование, архимандрит отказался прочитать разрешительную молитву. 


Эти примеры говорят не в пользу аполитичности клира Русской Православной Церкви. Быть может, политические взгляды этих священнослужителей – их личная позиция и они сами тоже нарушают ставленническую присягу, ведь Церковь вне политики? Думаю, нет необходимости разъяснять, что это не так. Проповеди и речи патриарха Кирилла и других иерархов и публичных спикеров Русской Церкви, а также материалы, опубликованные на официальных церковных сайтах за последние два с лишним года убеждают в том, что Русская Православная Церковь очень политизированная организация, которая не терпит никакой оппозиционности, никаких иных политических взглядов, кроме тех, которые исповедует священноначалие.


В официальных церковных документах эти взгляды не отражены. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000) и «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (2008) раскрывают вопросы христианской этики, духовно-нравственные основы отношения христианина к обществу и его поведения, обходя стороной собственно политические вопросы. Попытка изложить политические взгляды предпринята в «Наказе XXV Всемирного русского народного собора», взгляды эти радикальные и даже экстремистские. Документ опубликован на сайте Московской Патриархии, подписан патриархом и рядом иерархов, однако он не является церковным, хотя, наверняка отражает взгляды влиятельной части руководства РПЦ.


Отношение к чему бы то ни было Церковь выстраивает на основании Священного Писания и Предания. В Новом Завете нет запретов на политическую деятельность и какие-либо политические взгляды, напротив, Христос учит: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Матф.22:21). Заповедь любви и этическое учение, изложенное в Евангелии могут и должны быть применены во всех сферах жизни христианина — политика не исключение, поскольку Церковь, созданная Иисусом Христом как мистическое единство всего живого на земле в Боге, имеющее духовную связь с Небом, обрела свое существование в истории как организация, взаимодействующая с общественными институтами, в том числе и с государствами.


История Церкви дает массу примеров прямого вмешательства святых в политику в таких обстоятельствах, когда это было духовно целесообразным и способствовало или могло способствовать покаянию и примирению. Например, отлучение от Евахаристии императора Феодосия святителем Амвросием Медиоланским, обличение св. Иоанном Златоустом императрицы Евдоксии. В истории Русской Церкви подобных примеров тоже немало. Это и дипломатический визит преподобного Сергия Радонежского в 1365 г. в Нижний Новгород, где ради примирения князей преподобным был объявлен интердикт, и противостояние св. Филиппа (Колычева) с царём Иоанном Грозным, и провозглашение анафемы на большевиков св. Тихоном (Беллавиным), и многочисленные примеры неприятия деяний коммунистической партии со стороны новомучеников и исповедников…


Как видим, в истории Церковь, когда ее вмешательство было необходимо, не была вне политики. Однако, политика политике рознь. Можно утверждать мир, отстаивая правду, свободу и справедливость, а можно сеять вражду и укреплять тиранию. В 30-е — 40-е годы прошлого века христианские общины в Германии крепко вляпались в нацизм — не только православные иерархи того времени, например, митрополит Серафим (Ляде), архимандрит Иоанн (Шаховской), оправдывали войну и политику Гитлера, этим же грешили и многие католические и протестантские священнослужители. Сегодня РПЦ вляпалась в путинизм. Не знаю, насколько немецкое лютеранство способствовало становлению нацизма, боюсь, роль русского православия в становлении путинизма слишком велика.


Очевидно, что Церковь по природе своей, как Тело Христово, не должна организационно участвовать в политических процессах, то есть быть актором политики, но она обязана возвышать слово в защиту мира и правды, наполняя все сферы деятельности христиан, не исключая и политическую, евангельским смыслом.


В завершение хочу процитировать 16 пункт 6 статьи Окружного послания Святого и Великого Собора Православной Церкви 2016 года:


Церковь не вмешивается в политику в узком смысле этого слова. Тем не менее её свидетельство является существенным образом политическим – как забота о человеке и его духовной свободе. Слово Церкви, неизменно исполненное рассудительности, будет всегда способствовать осуществлению надлежащих действий на благо человека. Сегодня поместные Православные Церкви призваны построить новую форму конструктивной солидарности со светским правовым государством в рамках новых международных отношений, в соответствии с библейским принципом: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22, 21). Эта солидарность должна сохранить самобытность Церкви и государства, обеспечить их искреннее сотрудничество на благо защиты уникального достоинства и, следовательно, прав человека, гарантируя социальную справедливость.

В наше время права человека занимают центральное место в политике в качестве ответа на современные социальные и политические кризисы и перевороты, для защиты свободы индивида. Подход Православной Церкви к правам человека касается главным образом опасности сведения личных прав к индивидуализму и «правизму». Такое отклонение действует в ущерб общественному содержанию свободы, ведет к произвольному превращению прав в эвдемонистические притязания и к введению опасного отождествления свободы с человеческим произволом, «вселенской ценности», подрывающей основы социальных ценностей, семьи, религии, нации и угрожающей основополагающим нравственным ценностям.

Итак, православное понимание человека противостоит как самонадеянному обожествлению индивида и его прав, так и позорящему унижению человеческой личности внутри современных гигантских экономических, социальных, политических и коммуникативных структур. Православная традиция – это неиссякаемый источник живых истин для человека. Никто никогда не почитал и не заботился о человеке так, как Богочеловек Христос и Его Церковь. Основополагающим правом человека является защита принципа религиозной свободы во всех ее проявлениях, таких, как свобода совести, веры, отправления культа, как и все выражения религиозной свободы, будь то в личном или общественном порядке. В него также входит и право каждого верующего практиковать свободно, без вмешательства со стороны государства, исполнение своих религиозных обязанностей, публичное преподавание религии и условия функционирования религиозных общин.


иеромонах (изверженный из сана) Иаков (Воронцов)


bottom of page