Можно ли его применять и при каких условиях?
“Православие должно сыграть ключевую роль в определении будущего ядерного оружия” – утверждает американский политолог Крис Ферреро в статье, вышедшей позавчера на “Public Orthodoxy”.
Он упоминает о двух распространенных в мире точках зрения на будущее ядерного оружия. Согласно одной, оно должно быть полностью уничтожено. Движение за радикальный запрет добилось в 2021 году принятия международного Договора о запрещении ядерного оружия (TPNW), который подписали 95 и ратифицировали 70 государств. Однако, среди подписавших – ни одной страны, владеющей ядерным оружием. Эти страны исповедуют вторую точку зрения: обладание ядерным арсеналом предотвращает войны. Многие верят в ядерное сдерживание, полагая его эффективным и морально оправданным.
Для католической церкви, как следует из принятого ею в 2014 году документа
“Ядерное оружие – время для ликвидации” обладание таким оружием даже в целях сдерживания неприемлемо и аморально, так как предполагает подготовку к атомной войне, разрушительную для души.
Есть ли иные точки зрения в мировом православии? Автор не обнаруживает четких концепций в отношении оружия массового поражения ни в документах Вселенской Константинопольской патриархии, ни в современной греческой литературе о православном отношении к войнам.
Это вызывает целый ряд вопросов о православной военной этике. Если обладание ядерным оружием нужно для обороны, то каковы правила такой обороны? При каких обстоятельствах применение смертельного оружия допустимо? И если даже война – дело государства, не должна ли Церковь пытаться оказать сдерживающее влияние? В поисках ответов автор проводит опрос православных христиан.
“Public Orthodoxy” – онлайн-проект
Центра православных христианских исследований Фордэмского университета (Нью-Йорк, США).