top of page
Writer's pictureMir Vsem

Протодиакон Андрей Кураев: К чему терпима церковь?


18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ


Протодиакон Андрей Кураев среди прихожан храма св.Порфирия, Тилбург, Нидерланды (фото из личного архива)

Очень ко многому. Почти ко всему. Кроме критики ее претензии на свою власть.


Давление всех своих тяжеловесных типиконов и катехизисов она готова умалить ради «немощных в вере».


Человек не знает ни азов Евангелия, ни основ догматики? — Неважно, приходи, молись, причащайся. Со временем научишься.


Человек не желает жить «церковной жизнью»? — Это не повод отказать в крещении его ребенка и в отпевании его самого и его столь же неверующих родных.


Человек совмещает свою христианскую самоидентификацию с языческими суевериями? — И это не повод для строгостей.


А если этот человек — высокий чиновник или спонсор... Ну, все знают, сколь терпимы были прелаты к официальным любовницам Людовиков и к тотальному разврату Версаля. Но к Вольтеру и гугенотам они не были терпимы.


То есть: если у человека есть совестные убеждения, которые расходятся с позицией официоза — вот и это и становится непрощаемым грехом.


В рекламных лекциях говорится, что «Совесть — это голос Бога в человеке», что христианство учит жить по совести

Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе подобно искре и свет и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое: сие называется совестию и она есть естественный закон -авва Дорофей

Но если голос совести конкретного человека велит ему не соглашаться с некоторыми особенностями национальной веры — официоз мгновенно меняет критерии ценностей. Тот, кто своими совестью и разумом расслышал веление Христа не там и не так, как его заглушила церковная практика и поучение — будет объявлен еретиком. Но не тот, кто «поискал не Исуса, а хлеба куса».


... Перед Новым годом группа священников в эмиграции опубликовала «Рождественское обращение к друзьям»


Это попытки ответа на запрос тех православных христиан, которые по ощущению своей совести (и иногда и уже прямо по убеждению) не могут далее полноценно и всесторонне отождествлять себя с религиозной институцией, которая сама перестала себя ощущать Невестой Агнца, предпочтя к этому горнему званию добавить статус госрелигии и замполита воюющей армии. Есть люди, которым не нравится, что в храме, в который они пришли ради Чаши Христовой, в нагрузку им навязывают молитвы и проповеди, нагнетающие недобрые чувства (в том числе — собственной национальной исключительности). И как быть?


Может быть, не только в глубине своей совести, но и в авторитетной церковной книги они вычитали такой простой совет: «Ища исцеления, позаботься о совести. И все, что она говорит, сделай и найдешь пользу« (преп. Марк Подвижник. Слово 1,69).


И вот на их глазах не просто отдельные люди, но и официальные вожди и масса клерков-клириков с своей всероссийскою паствою не просто творят грех, а проповедуют его. Причем выставляют его как норму церковности и даже условие членства в их организации. И проповедуют они этот грех как бы от имени всех, а, значит, в том числе и этих несогласных.


Вот к людям с такой болью и обратились авторы «Обращения к друзьям». Они предлагают вспомнить идеи «монастыря в миру» еще советских времен.


По сути это тоже вынужденная икономия: не можешь нести «всё», сохрани хоть немногое. Это вполне традиционный путь и миссионерства и пастырства. Представьте, что апостол Андрей приходит впервые к праславянам (или св. Николай Японский - к японцам). И на границе его спрашивают: «Кто ты? - Христианский миссионер! - А что это значит? - Я несу истину Христову людям! - А чем эта истина? - Я пришел сообщить вашему племени, что каждую весну за 49 дней до нашей Пасхи вам нельзя есть мяса и рыбы, пить молока. А еще помимо этих 49 дней за неделю до начала этого срока и плюс неделю после вы не должны знать своих жен!».


Кстати, Николай Японский вынужден был врать своим японским неофитам и уверять их, будто русский царь не является главою Имперской Церкви.


Вот и сегодня: если нечто, чуждое Евангелию, «смущает» людей — зачем же делать его чем-то обязательным?


При этом в «Обращении к друзьям» нет богословских оценок «господствующей церкви». Она не объявляется безблагодатной, а принятие в ней таинств не считается недопустимым.


Но авторы Обращения совершили немыслимое: они сказали, что выбирая между голосом совести и гласом Гундяева, можно выбрать первое, и при этом продолжать быть православным христианином.


... В истории православия практически не было дискуссий на этические темы. Был «арсенитский раскол» по поводу цинично ослепленного маленького принца. Был «прелюбодейный раскол» из-за развода императора. Но дискуссий о том, как понимать нравственные заповеди Христа и их применять — не было. Был небольшой период перед 1917 годом (дело проф. Экземплярского). Ну, и быстро задавленная дискуссия о церковно-полицейском насилии в 2012 году. Вопрос о том, можно ли выйти из некоей церковной структуры по велению совести, не ставился. А вопрос о том, точно ли Бог индифферентен к нравственным преступлениям священников, ставить просто запрещено: это, мол, ересь донатизма.


И даже очень мягкое предложение авторов Обращения — «а можно мы просто дома и без вас помолимся?», тут же вызвал весьма агрессивный отклик.


А. Л. Дворкин от имени «тех, кто не выступают за поражение своей страны» просто обозвал Обращение «словесным мусором» и — ересью :


«Семь авторов послания проповедуют явную и очевидную экклезиологическую ересь, представляющую совсем иную церковь, в корне отличную от той Истинной Церкви, которая была создана Иисусом Христом две тысячи лет назад».

Ну вот, еще один духовидец, который точно знает и то, «какая Церковь» была создана Иисусом Христом две тысячи лет назад» и то, что она тождественна Моспатриархии эпохи его работодателя — В. М. Гундяева.


И я не сомневаюсь, что при аресте таких кружков Дворкин напишет обвинительное заключение. А при случае — и сам настучит.


Когда-то Дворкин советовал осаживать сектантских вербовщиков вопросами:


«Назовите три вещи, которые вам не нравятся в вашей организации и в ее верховном руководителе... Сектантам запрещено не только высказывать, но и в мыслях допускать критические замечания о своей организации и ее руководителе. Во что ваша группа верит? Верит ли она, что цель оправдывает средства? Бывают ли обстоятельства, когда человеку полезно, если его обманут?.. Что вы думаете о бывших членах вашей организации? Приходилось ли вам когда-нибудь серьезно говорить с бывшим членом и выслушать от него причины, по которыми он ушел из организации? Для них все покинувшие их члены – лютые враги, изменники и предатели. Все секты внушают своим членам страх перед ними, делая все возможное, чтобы они держались подальше от критиков организации и от ее бывших членов».

Готов ли он сам сейчас ответить на эти вопросы?


(С) 2024 Протодиакон Андрей Кураев, специально для Мир Всем


P.S. Дворкину вторит зам главы синодального отдела Кипшидзе:


*Народное поверие об особой активности нечистой силы в ночь перед Рождеством, нашло свое подтверждение в акции группы расстриг и их приспешника-мирянина под названием "Рождественское обращение к друзьям".

"Обращение..." - это фактически манифест о создании секты".


У Кипшидзе есть аргумент:

" Европейская культура, которая в этой своей части зафиксирована в Женевских конвенциях, восходящих к XIX веку, говорит о том, что враги, которые убивают друг друга на поле боя, причащаются из одной Чаши".


Красиво. Но именно моспатриархия раздавала анафемы и "лишала сана" священников по политическим мотивам. Её собор проклинал клириков, оказавшихся не на той стороне линии фронта.

Кроме того, будет ли Кипшидзе осуждать православных жителей, например, Псковщины, которые отказались ходить в храм, где службу верил воспеватель "великогофюрера-освободителя от большевиков"?


 

Это статья священнослужителя, подвергося гонениям за свою антивоенную позицию.

Помочь отцу Андрею и другим антивоенным клирикам пережить тяжелые времена можно с помощью пожертвований:


Регулярная поддержка на Patreon


Пожертвования в криптовалюте:

USDT (TRC20)

TRKuLYhtZYZvakb4aaHhimnBRVp2xy63P2

Bitcoin

1LfE4dT5jdNRzhN6ejHsQtoD2DQVNYFkXE

Храни вас Господь!


bottom of page