О положении священников в нынешней РПЦ нам пишет клирик, которого за антивоенные взгляды уволили из епархии. Пока он в России, мы вынуждены скрыть его имя
О положении священников в нынешней РПЦ нам пишет клирик, которого за антивоенные взгляды уволили из епархии. Пока он в России, мы вынуждены скрыть его имя.
Дискуссии последнего времени о переходе ряда клириков из Русской Православной Церкви в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, на мой взгляд, ставят ряд принципиальных вопросов, на которые надо постараться найти правильный ответ (если он вообще есть).
Каноны в Церкви – применяются?
Понятно, что в первую очередь в спорных вопросах принято ссылаться на каноны как инструмент канонического права, подходящий в данном случае. При этом не секрет, что применение канонов по меньшей мере выборочно: хотим – применяем канон, тогда это действие акривии; не хотим – не применяем действуем по икономии. Понятно, что решение принимает начальник по вертикали, настоятель-епископ-патриарх.
Примеров можно привести много, начиная от архаичных наподобие запрета лечиться у врача-иудея (11 правило VI Вселенского Собора) или мыться в бане с иудеями (там же).
Этот же собор строго-настрого запрещает вести торговлю на территории внутри церковной ограды: «Никто не должен внутри священных оград корчемницу, или различныя снеди поставлять, или иныя купли производить, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог, житием своим во плоти поучая нас, повелел не творить дому Отца Своего домом купли. Он и пеняжникам рассыпал пенязи, и изгнал творящих святый храм мирским местом. Посему аще кто обличен в реченом преступлении: да будет отлучен» (правило 76). Ничего не смущает в современной церковной практике? Мало найдётся приходов, где нет торговли на церковной территории!
Нет смысла говорить и о вопросах имущества, особенно епископов – правила декларировать доходы и отчитываться перед паствой в принципе никогда не соблюдались по понятным причинам.
Зато в вопросах наказания клириков тут же находится канон, на который можно опереться, чтобы состряпать приговор о запрещении или лишении сана. Куда может обратиться наказанный клирик с апелляцией? В церковной суд своей епархии, подотчетный правящему архиерею. Там итог понятен. Потом можно в общецерковный суд, и через несколько месяцев, возможно, ему разрешат перейти в другую епархию, которую нужно ещё найти. Так что клирики полностью зависят от своих епископов: любой момент ты можешь остаться без работы, без дохода, без перспективы найти другую работу по профилю.
Рабство духовенства
Этим и обусловлено фактически рабское положение духовенства в Русской Православной Церкви. Если в светской организации все проще: уволили с работы – нашёл себе другую; то здесь у тебя в принципе не будет такой возможности в случае запрета в служении. С одного прихода на другой перейти ещё можно, но вот если запретил епископ – только в другой город, и то – если он разрешит и там готовы принять. По сути, это – вынужденное рабство, где «господин» или «великий господин» может повелевать своими рабами, как пожелает. Профсоюзов нет, материальных гарантий нет, юридической защиты тоже нет, корми семью как хочешь, твои проблемы.
Именно поэтому мы никогда не встретим активного выступления духовенства против чего-либо: люди элементарно боятся за своё место служения, которого можно лишиться мгновенно.
В последние 2 года требования церковных властей перешли всякую разумную границу: требование чтения молитвы о победе «святой Руси» – откровенное нарушение не только присяги (где священник обязуется не изменять произвольно церковный чин), но и смысла христианского богослужения, где возносится молитва о мире, а не политически ангажированные новшества. Иначе можно превратить Литургию в некий междусобойчик, где арабы молятся о победе над евреями, футболисты «Спартака» – о победе над «Динамо» (а в другом храме – наоборот), а производители автомобилей требуют от Бога покарать экоактивистов.
Немногие честные и порядочные священники отказались читать эту «молитву» по принципиальным соображениям, невзирая на понятные грядущие проблемы с начальством. Последовали ожидаемые прещения в их адрес, вплоть до лишения сана прот. Алексия Уминского – «за нарушение священнической присяги», согласно 25-му правилу Апостольскому. По мнению начальству, главная клятва – выполнять его распоряжения, а все соображения совести никому не интересны.
В тексте присяги, впрочем, таких обещаний нет – и нарушением присяги будет именно чтение во время Литургии сомнительных и не утверждённых Церковью (Синодом) молитв. Так что по-хорошему лишать сана нужно тех, кто самовольно добавляет в Литургию провокационные тексты, тем самым разделяя верующих на «сторонников» и «противников», и требует от своих подчиненных безусловного послушания, как в армии.
Можно ли попасть к другому "хозяину"?
Итак, честных порядочных священников лишили сана или запретили в служении. Перспектив в Русской Православной Церкви у них нет, служить Церкви Православной они желают. Логичный путь – обратиться в другие Поместные Церкви, где не лишают сана за молитвы о мире и готовы принять хорошего клирика. Арбитром здесь выступает Константинопольский Патриарх, выносящий решение о неправомерности запрета или лишения сана по политическим мотивам и принимающий клириков в свою юрисдикцию.
Вроде бы все логично: здесь клирик не нужен, там его готовы принять – все могут быть довольны. Однако не тут-то было: со стороны Московского Патриархата начались гневные протесты. На каком основании принимают к себе наших беглых рабов? Мы их не отпускали! Да, служить им нельзя, они нам не нужны – но не отпустим! Это наши рабы!
Такое рабство – перебор даже для античных времён, где ненужного раба могла продать за бесценок или просто передать новому хозяину. В XXI веке в развитых странах это выглядит позорно и бесчеловечно, такого отношения не встретишь, пожалуй, нигде. Какое тут христианство, какая любовь к ближним? Бессовестная манипуляция, отношение к людям хуже, чем к последней скотине – чиновники Русской Церкви показывают своё истинное лицо. А потом мы удивляемся – почему недобор в семинариях? Почему резко падает авторитет Церкви, особенно среди молодежи? Очевидно, людям не нравится такое отношение, полное бесправие, циничные манипуляции в целях личного обогащения.
Все это Россия уже проходила примерно 100 лет назад, с известным финалом – когда вместе с государственным строем была повержена и церковная система. Гонения на Церковь – результат некрасивого, бессовестного отношения к людям со стороны церковных чиновников. Эти гонения, к сожалению, ничему не научили нынешних руководителей. Если отношение не изменится, все снова повторится с тем же исходом: рабы сбросят ярмо и цепи с пением «Интернационала».
В Церкви катастрофически не хватает свободы, и для духовенства ее не хватает особенно. Хочется обратить к начальству (хоть оно и не прочитает) текст пророка Исаии:
«Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58: 6–7).
Эта статья написана священником, подвергшимся гонениям за свою антивоенную позицию.
Помочь ему и его собратьям по несчастью пережить тяжелые времена и добиться восстановления возможности служения можно с помощью пожевтвований:
Регулярная поддержка на Patreon: https://www.patreon.com/PeaceUponAllЕдиноразовое пожертвование (с карты иностранных банков): https://www.gofundme.com/f/peace-unto-all-help-for-antiwar-clergy/donate
Пожертвования в рублях: https://zaodno.org/mir-vsem
Пожертвования в криптовалюте:
USDT (TRC20)
TRKuLYhtZYZvakb4aaHhimnBRVp2xy63P2
Bitcoin
1LfE4dT5jdNRzhN6ejHsQtoD2DQVNYFkXE
Храни вас Господь!