Почему многих так встревожил "Наказ" Всемирного русского народного собора, если этот собор - не церковная и не государственная организация? Надо ли относиться к нему всерьез? Можно ли считать "Наказ" позицией Русской православной церкви?
Антивоенные священники РПЦ продолжают говорить о том, чем опасен этот документ.
(Первые отклики на Наказ" участников нашего проекта можно прочитать ЗДЕСЬ)
“Какие благие цели можно оправдать десятками тысяч жертв?”
Иерей Вадим Кузьмицкий, заштатный клирик Калачевской епархии РПЦ
Трудно комментировать информацию, которая абсолютно не привязана к реальности. Какие благие цели можно оправдать десятками тысяч жертв? Ради какого добра нужно стирать с лица земли целые города? Какой “русский мир без границ” они куда-то собираются нести, когда в своих границах нет никакого русского мира? У нас, если священник активный, в храм будет ходить 1% от общего количества населения. Я все-таки больше 10 лет был, что называется, в поле, служил уже не в больших храмах - у меня такая карьера была сверху вниз, начинал я в больших соборах протодиаконом, и с патриархом мне доводилось служить, но потом ушел потихоньку в сельскую жизнь - и знаю, что там происходит. Бывал, например, на народных собраниях в селе, куда приезжал служить на общественных началах в свое свободное время, потому что там не было священника. Там они обсуждали насущные вопросы, и вот главным вопросом участковому было - сколько еще вы будете смотреть сквозь пальцы на продажу дешевого спирта в маленьких бутылочках, от которого наши мужики спиваются? На что участковый отвечал: “Мы это запретить не можем, все законно”. Какие семейные ценности? На епархиальных собраниях нам называли цифры по нашему Калачевскому району Волгоградской области - в упрек нам, что мы плохо работаем с населением - там количество разводов в год превышает количество заключенных браков. По числу абортов Волгоградская область тоже чуть ли не на первом месте была.
Как нести за границу ценности русского мира, если в своих границах ни ценностей, ни традиций? Может, с себя начать?
А не фантазировать о прогрессе, достатке в каждой семье и расселении всех по частным домам? Как комментировать эти фантазии, если в реальности все совершенно иначе? У нас в сельской местности в Волгоградской области ощущение такое, что тут ядерная война уже прошла. Когда едешь и видишь своими глазами эти заброшенные зернотоки и развалившиеся коровники. Когда градообразующим предприятием становится иностранная строительная бригада, которая выкупила за копейки такое старое здание, распиливает его на стройматериалы б/у и этим зарабатывает? Вот, наверное, единственный малый бизнес, который как-то существует в этих местах. Все выглядит запущенно, нет, естественно, никакой молодежи. Помню, в селе Липовка Волгоградской области можно было купить вполне еще крепкий дом с гектаром земли за тысячу с небольшим долларов. Но никому он и даром там не был нужен. Что это за картина мира в этом “Наказе”, откуда? Глаза на лоб лезут. И эти странные оценки - Запад погряз в сатанизме… Кто дает право так оценивать людей? И к этому документу причастны люди, которые там бывали, патриарх Кирилл, кажется, половину жизни провел на Западе и точно знает, что нет никакого сатанизма и русофобских настроений среди обычных граждан Европы и США. Что же такое происходит?
"Святая Русь только начинает свое пугающее шествие по миру"
Иерей РПЦ Геннадий* (*имя изменено), участник проекта "Мир всем" (запрещен в служении за свою антивоенную позицию)
События последних двух лет наглядно показывают, что официальная позиция Русской Православной Церкви, выражаемая Патриархом Кириллом, противоречит не только Евангельской истине, но и просто здравому смыслу. Можно быть клириком и терпеть бесконечные поборы, роскошь епископов и приближенных, грехи против нравственности и прочее, - в конце концов, кто из нас без греха? Недостойное поведение - отнюдь не ересь, а просто человеческая слабость.
Однако в последнее время происходят события, с которыми просто нельзя соглашаться, и высказываются вещи, которые принципиально разделяют священноначалие и несогласных клириков, - разделяют настолько, что это невозможно игнорировать или «смиряться».
Анализ документа «Наказ XXV Всемирного русского народного собора «Настоящее и будущее Русского мира» наглядно показывает, что ересь и фальсификации - основа мировоззрения его авторов, в частности, Патриарха Кирилла.
Священная война - Библия или советская песня?
В первом же абзаце, касающемся братоубийственной войны, приводится попытка ее оправдать богословскими средствами: «С духовно-нравственной точки зрения специальная военная операция является Священной войной». Понятие «священной войны» в Библии отсутствует, в библейском богословии оно появилось достаточно поздно, относится к ветхозаветным войнам Израиля против иноплеменников. При желании критерии, отличающие «священную войну» от обычной, можно изучить подробнее в работе выпускника СПб духовной академии А. С. Кашкина «Концепция священной войны в книге Второзаконие»
Не вдаваясь в подробности, отмечу, что ни один из критериев не применим к СВО даже в малейшей степени: она ведётся не против иноплеменников, воины не отличаются особой ритуальной чистотой (многие из них вообще неверующие или иноверцы), а Сам Господь никак не проявляет Себя особыми знамениями в поддержку «спецоперации».
Впрочем, не думаю, что уважаемые члены ВРНС знакомы с библейскими исследованиями. Скорее предположу, что для них основным священным текстом была и остаётся советская песня:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,-
Идет война народная,
Священная война!
В головах насквозь советских престарелых руководителей ВРНС цитаты Писания, смешиваясь с советским наследием, образуют причудливый ядовитый коктейль, которым они охотно пытаются напоить доверчивых и недалёких русских людей. Так можно оправдать любое насилие, любую ненависть. Более того, нездоровая имперская идеология побуждает наплевательски относиться к границам других государств: можно обозначить некий абстрактный «русский мир» или обозвать его «святой Русью» - и претендовать на любые территории без особых оснований, просто потому, что там живет некоторое количество русских людей. А потом мы удивляемся, почему соседние государства опасаются пускать русских на свою территорию?
В качестве иллюстрации к подобному мышлению могу привести цитату из изданной на Афоне в недавнем прошлом книги «Славная история Царьграда и византийские пророчества», где некие «Санаксарские старцы» обещают: «Со временем в состав Священной Русской Империи войдут полностью территория Северной Америки и Евразия. В Россию войдёт в Азии: Монголия, часть Китая до хребта Пржевальского и Великой Китайской стены, Корея, острова Кюсю и Хоккайдо Японии. Причём большую часть населения Японии серией подводных извержений смоет волнами. На Ближнем Востоке Россия буквально ввалится в Индийский океан. К ней отойдёт часть между Русским (Чёрным) и Средиземным морями, Суэцким каналом, Черным (Красным – славянизм) и Аравийским морями, и выше реки Инд. В Европе к России присоединятся исконно Славяно-Русские земли – часть Турции, Болгария, Югославия, Албания, Австрия, Венгрия, Чехия, Словакия, Польша, Восточная Германия (Бавария), Скандинавия (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания), а также Греция и Италия ниже реки Арно. В Северной Америке к России отойдут земли выше 60-го градуса, а именно: штат Аляска США, часть Канады, Гренландия и Исландия».
Может показаться, что сильно повезло только итальянцам, живущим выше реки Арно, и ещё парочке стран южнее. Понятно, что у нормального человека такой текст вызовет усмешку и желание покрутить пальцем у виска. Проблема в том, что немалое количество людей воспринимает подобное всерьёз. Надо бы добавить ещё цитату, эта - с сайта «Катехон», само название которого адресует нас к следующему пункту разбора: «Священная Русская Империя (а именно она должна прийти, по слову старца, на смену современному миру как таковому) будет зиждется на трех слонах – Колумбии (территория Южной Америки), Африке и Индии (Индо-Австралии). Слоны стоят на ките – Антарктиде. Арктика служит основанием Горы Святой, недоступной вещественно. На вершине её – Рай, ад – в центре Земли. Это и есть изначальный образ Земли от Сотворения Мира» (орфография взята с сайта без изменений). А вы говорите, геополитика… Можно почитать эти и другие без сомнения «актуальные пророчества» по ссылке.
Так что, похоже, «святая Русь» только начинает своё пугающее шествие по миру. Видимо, пора начинать переживать по этому поводу не только Европе, но и Африке, и Южной Америке. Даже кусок Китая не побоялся отхватить в своих мечтах загребущий «старец» Иероним (если, конечно, не придумали все эти увлекательные истории его ученики - кто теперь проверит?). Имперские амбиции вкупе с советской привычкой противостоять «капиталистам», которых теперь быстренько переназвали «коллективным Западом», - сами собой никуда не пропадут. Очень удобная схема: заменяешь слова «советский» или «коммунистический» на что-нибудь христианское, - и вуаля, все остальное прекрасно работает: кругом враги, защищаем христианскую веру (от кого? как? кто на неё нападает?), боремся за духовные ценности (какие? пока ещё не придумали, но это не так важно). Под это дело можно попробовать оккупировать любые территории, была бы только возможность. А кто против - враги православия и иноагенты. Основание у этого - крайне шаткое, но дальше происходит попытка притянуть понятие из Священного Писания - «удерживающий» или по-гречески κατεχον (катехон).
Миссия «Катехон»
Буквально в той же фразе, где оккупация соседней страны именуется «священной войной», появляется и ещё одно ложно трактуемое понятие: «Россия и ее народ, защищая единое духовное пространство Святой Руси, выполняют миссию «Удерживающего», защищающего мир от натиска глобализма и победы впавшего в сатанизм Запада». Понятно, что ложно в этой фразе вообще все, в особенности огульное обвинение христианских стран Запада в сатанизме. Однако особого внимания требует упоминание «удерживающего» (нет никаких оснований писать это слово с большой буквы). Это отсылка к 2-му Посланию апостола Павла к Фессалоникийцам, где говорится: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2:7). Одно из наиболее сложных мест во всем Новом Завете для толкования, насчитывается множество вариантов попыток ответа на вопрос, кто же этот «удерживающий» (подробно можно изучить, например, на сайте «Экзегет»)
Однако вариант «Россия и ее народ» - это уж совсем экзотическое толкование, которое не восходит не то что к отцам Церкви - вообще ни к одному авторитетному богослову или проповеднику. Поэтому, собственно, эти утверждения и никак не обоснованы - просто высказаны в качестве аксиомы. Любопытно было бы представить апостола Павла, которому сообщили о таком понимании его слов в адрес маленькой общины первых христиан Фессалоник. Впрочем, мы же забываем, что Фессалоники - тоже часть святой Руси…
Если попытку признать «удерживающим» православного монарха Византии или Российской империи ещё как-то можно понять (хотя история показала неправоту такого толкования), то как происходило «удерживание» мира от зла в годы безбожных гонений на Церковь советской власти - представить совсем невозможно. Поскольку эта теория не выдерживает никакой критики, приходится авторам документа принимать ее без обсуждения. Ну а коль скоро значительную часть населения России составляют, скажем, мусульмане, - нужно принять и их в качестве «удерживающего», ведь заявлено «единое духовное пространство». Это похоже на некий чудовищно искаженный экуменический постулат, где общность политических интересов объединяет «духовность», ни в чем не выраженная и ничем не доказуемая.
Параграф 2 изучаемого документа подробнее определяет «русский мир»: «Высший смысл существования России и созданного ею Русского мира — их духовная миссия — заключается в том, чтобы быть всемирным «Удерживающим», защищающим мир от зла. Историческая миссия заключается в том, чтобы раз за разом обрушивать попытки установления в мире универсальной гегемонии — попытки подчинить человечество единому злому началу». Этот набор слов, ясное дело, тоже никак не обосновывается - просто утверждается как факт. Если рука Бога в истории древнего Израиля явно определяла его историю, хотя случались при этом и значительные падения, пленения и разорения, - то Россия просто утверждается как защитник мира от зла. Никаких оснований для этого не приводится - не то что библейских (в документе вообще ни разу не цитируется Священное Писание!), даже исторических.
Концепция «мы хорошие, все остальные плохие» досталась в наследство от советского государства, но даже там была хотя бы попытка обосновать претензии на экспансию - освобождение трудящихся от эксплуатации капиталистами.
Критиковать подобную концепцию нет особого смысла, поскольку никто не потрудился ее обосновать. Достаточно отметить, что христианству в принципе чужда идея этнофилетизма, попытки утвердить превосходство одного народа над другим. В Царствии Божием «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11).
Дальнейший текст документа не содержит отсылок к богословским или библейским понятиям. Более того, нетрудно заметить, что во всем тексте не упоминаются слова «Бог», «Иисус Христос», «Церковь», и другие. Собственно 2 понятия «священная война» и «удерживающий» - все, что связывает текст с религией как таковой. Остальное содержание - политика, экономика, социальные вопросы. В целом это не вызвало бы нареканий, если бы председателем Собора не было духовное лицо - Патриарх Кирилл. Увы, приходится сделать вывод, что религиозные понятия и термины используются лишь в угоду политическим целям, чтобы обосновать неправые действия руководства государства. В сферу интересов Всемирного русского народного собора не входят Евангелие, христианские понятия, такие как любовь, доброта и милосердие. Их пока ещё не запрещают, но и такому развитию событий удивляться не придётся.
В советские годы шанс познакомиться с Христом Спасителем был только при чтении романа Булгакова «Мастер и Маргарита». В той России, которую строят при участии Всемирного русского народного собора, Христос будет представлен только на боевом знамени, с которым пойдут в бой с силами зла адепты «катехона». Но если в период гонений Церковь просто старалась выжить, а свидетельство о Христе было запрещено, - то как оправдать нынешнюю позицию иерархов Русской Церкви во главе с Патриархом Кириллом? «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фес. 2:11-12). Искренне жаль людей, которые принимают на веру подлые лживые слова и губят свою бессмертную душу ради построения «царства Божия на земле» - коммунизма - «русского мира». Когда уже прекратится беззаконие в нашем несчастном Отечестве?
«Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, да утешит наши сердца и да утвердит нас во всяком слове и деле благом» (2 Фес. 2:16-17).
"Примечательно, что в "Наказе" ни разу не упомянуто имя Христа"
Иеромонах Иаков Воронцов, клирик Православной церкви Казахстана (запрещен в служении за свою антивоенную позицию)
Трудно читать такие тексты. Я имею в виду "Наказ" Всемирного Русского Народного Собора. Самосознание русского фашизма растёт. Теперь у них есть свой аналог "Майн Кампфа". Оказывается, т.н. СВО - это "национально-освободительная борьба русского народа", а также "Священная война, в которой Россия и её народ, защищая единое духовное пространство Святой Руси, выполняют миссию «Удерживающего», защищающего мир от натиска глобализма и победы впавшего в сатанизм Запада". В ходе этой войны "русский народ с оружием в руках отстаивает свои жизнь, свободу, государственность, цивилизационную, религиозную, национальную и культурную идентичность, а также право жить на собственной земле в границах единого Российского государства".
Об Украине сказано в документе, что "вся территория современной Украины должна войти в зону исключительного влияния России". Аппетитов они не скрывают и записывают в "русский мир", а значит, в потециальных жертв "денацификации" и другие государства, впрочем, не называя их: "границы Русского мира как духовного и культурно-цивилизационного феномена существенно шире государственных границ как нынешней Российской Федерации, так и большой исторический России. Наряду с рассеянными по всему миру представителями русской ойкумены, Русский мир включает в себя всех, для кого русская традиция, святыни русской цивилизации и великая русская культура являются высшей ценностью и смыслом жизни".
На мой взгляд, в документе содержится превратное толкование Нового Завета (2Фес.2:7), которое следует признать ересью: "Высший смысл существования России и созданного ею Русского мира — их духовная миссия — заключается в том, чтобы быть всемирным «Удерживающим», защищающим мир от зла". От зла мир удерживает Дух Божий и Церковь, а не какой-либо народ или государство.
Говорят, что это светский документ, принятый светским ограном. Однако сам Собор проходил под сводами главного храма РПЦ, под документом стоит подпись патриарха, причём он подписался не как Владимир Михайлович Гундяев, а как Патриарх всея Руси, а опубликован документ на официальном сайте РПЦ.
Пока не слышал, чтобы Синод или кто-то из иерархов выступил с критикой.
Быстро появился отзыв УПЦ. К Церкви под омофором митрополита Онуфрия всегда относился уважительно и с трепетом. Если мой разум на стороне ПЦУ и митр. Епифания, то моё сердце с митр. Онуфрием и его паствой. Но они сильно подорвали моё доверие в минувшее воскресение, предав анафеме новый стиль календаря. Ничего более глупого нельзя придумать, чем проклинать календарь, а следовательно астрономию и вообще науку. Но к делу это не относится. Вот их отзыв:
*«Мы никакой русский мир не строим, мы строим Божий мир» (митр. Онуфрий"). Это означает, что Церковь должна заботиться о должной проповеди Евангелия, что ей заповедал Христос, а не о формировании геополитических и геодуховных конструкций.
**Поскольку каждая Поместная Церковь совершает свое служение в рамках конкретного государства, то и Украинская Православная Церковь, верующие которой являются гражданами Украины, связывает себя в земном своем служении с государством Украиной, на защиту которого Церковь призвала с первого дня полномасштабного российского вторжения.
Примечательно, что в "Наказе" ни разу не упомянуто имя Христа. Часто утверждают, что Россия "самая христианская страна". Может быть когда-то была. А теперь?
Ф.И. Тютчев писал:
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.
Венедикт Ерофеев много позже ответил ему:
Если Он навсегда покинул мою землю, но видит каждого из нас,
Он в эту сторону ни разу и не взглянул.
А если Он никогда моей земли не покидал, если всю ее исходил босой и в рабском виде,
Он это место обогнул и прошел стороной.
Интересно, духовенство РПЦ в Казахстане и руководство митрополичьего округа как-то прокомментируют "Наказ"? Митрополит Александр, что скажете? Казахстан - это тоже "русский мир"? В интересах Вашей паствы было бы полезно отмежеваться от "Наказа", хотя бы дезавуировать отдельные его тезисы, потому что если они применимы к Казахстану, то угрожают нашей национальной безопасности. Ваше Высокопреосвященство, в земном своём служении Вы с каким государством связываете себя?
Интересно было бы также знать отношение к "Наказу" Русской Общины Казахстана, русских этно-культурных и казачьх организаций, Союза Православных Граждан Казахстана Константин Бируля. Думаю, в наших общих интересах отмежеваться от т.н. Всемирного Русского Народного Собора и принятого им одиозного документа.
"Русский мир вместо Христа?"
Иерей Иоанн Бурдин, клирик Костромской епархии (запрещен в служении за свою антивоенную позицию)
Собор проходил в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. Председательствовал на нем патриарх Кирилл. Присутствовали делегации от епархий ("архиереи и священнослужители Русской Православной Церкви"). Итоговый документ был принят единогласно.
Поскольку и Патриарх, и другие члены РПЦ присутствовали на соборе в своем официальном статусе, полагаю, "наказ" можно считать до некоторой степени "символом веры" (учением) современной РПЦ и основой ее "социальной концепции".
Прежде всего, ни в выступлении патриарха, ни в самом документе ни разу не упомянуто имя Господа Нашего Иисуса Христа.
Так же там нет слов "христианство", "Евангелие", "христианские или Евангельские ценности". Думаю, это не случайность: "наказ" построен на подмене христианства и его ценностей какой-то новой религией.
На мой взгляд, этот документ даже не нуждается в каких-либо подробных комментариях. В каждом его тезисе люди, проголосовавшие за его принятие, свидетельствуют о себе и своей вере.
1. Специальная военная операция
"Наша борьба не против плоти и крови...", - говорит в послании к Ефесянам апостол Павел.
Документ собора вводит понятие "священной войны" и, фактически, уравнивает традиционные военные действия и духовную войну.
В один пункт сведены два тезиса:
а) "русский народ с оружием в руках отстаивает свои жизнь, свободу, государственность, цивилизационную, религиозную, национальную и культурную идентичность, а также право жить на собственной земле";
б) "Россия и ее народ, защищая единое духовное пространство Святой Руси, выполняют миссию «Удерживающего», защищающего мир от натиска глобализма и победы впавшего в сатанизм Запада".
2. Русский мир
"Наша же родина на небесах, и оттуда мы ожидаем Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа", - пишет апостол Павел (Флп. 3:20); "не имеем здесь постоянного града/отечества, но ищем будущего" (Евр. 13:14).
Небесный город, "скинию Бога и людей", Новый Иерусалим, вечный дом искупленного человечества в "наказе" заменяет "русский мир", который также находится вне наций и территорий/границ, однако имеет вполне земное происхождение.
В противовес христианскому Небесному Иерусалиму это "царство света" должно быть построено на земле - здесь и сейчас. Оно никак не привязывается к концу мира и пришествию Сына Божия.
Основа Небесного Царства - Церковь ("Тело Христово"). Основа "русского мира" - семья. Она занимает место христианской церкви в новом учении. Она ответственна "за сохранение и передачу цивилизационного мировоззрения, национальной идеи" и "традиционных ценностей", то есть выполняет те же функции, которые в христианстве выполняет Церковь, несущая миру учение Христа.
3. Внешняя политика
"В новом человечестве нет ни эллина, ни иудея, ни обрезанного или необрезанного, ни варвара или скифа, ни раба или свободного, но всё, что есть в каждом — Христос" (Кол. 3:11, перевод А.Десницкого).
В новом учении идея христианского космополитизма преломляется в мысли, что все иностранцы, разделяющие ценности "русского мира" становятся русскими ("Русский мир включает в себя всех, для кого русская традиция, святыни русской цивилизации и великая русская культура являются высшей ценностью и смыслом жизни", Россия - это "убежище для миллионов иностранцев, отстаивающих традиционные ценности, лояльных России и готовых к языковой и культурной интеграции в нашей стране").
Понятие "русский мир" - это прямая замена термина "христианский мир", который известен с IX века.
Отметим, что "христианский мир" близко связан с понятием "западный мир" и "западная цивилизация", которая, как традиционно считается, стоит на христианских ценностях.
Христианство принято называть связующим звеном, создавшим единую европейскую идентичность.
Документ, принятый собором, прямо противопоставляет "русский мир" западной цивилизации и "европейскую идентичность" - "русской". Здесь же вводится "доктрина триединства" ("русский народ состоит из великороссов, малороссов и белорусов", русские - это "потомки всех Восточных славян"). Но она, по сути, вторична, если русский - это человек любой национальности, принявший учение о "русском мире".
4. Семейная и демографическая политика
Этот и остальные пункты документа призваны объяснить, как должно быть реализовано новое учение.
Прежде всего, нужно рожать, а для этого надо бороться с абортами, "половой разнузданностью и распутством, а также содомией и различными сексуальными извращениями" и делать семьи многодетными.
За аборты и их пропаганду - уголовная ответственность.
"Плодитесь и размножайтесь" - стратегический приоритет ("высшая цель политики яснее всего выражается выработкой условий для размножения людского"). Цель - 600 миллионов россиян за сто лет.
При этом многодетность должна как-то соединяться с целомудрием и добродетелью.
5. Миграционная политика
Христианство изначально опиралось на самые бедные слои населения (в том числе рабов) и стояло на идее равенства (Кол. 3:11).
Новое учение изначально нацелено на резкую дифференциацию: русским может стать не каждый иностранец.
Приоритет должен быть отдан элите - "иностранным высококвалифицированным специалистам, ученым, инвесторам и членам их семей, лояльным России и готовым к языковой и культурной интеграции".
Ввоз "инокультурной низкоквалифицированной иностранной рабочей силы" должен быть ограничен.
6. Образование и воспитание
"Наказ" призывает к "критическому пересмотр западных научных теорий и школ" а также "гуманитарных знаний, общепринятых теорий и концепций".
Они должны соответствовать "суверенному российскому мировоззрению... системе мировоззренческих идей и нравственных ценностей русской цивилизации".
Собственно, в этот разряд попадает и Евангелие, и христианство. Может быть поэтому в документе нет имени Христа, а Евангельские или христианские ценности заменены "нравственными ценностями русской цивилизации"?
В практическом же смысле - система образования должна быть приведена в соответствие с "с основными параметрами суверенного российского мировоззрения".
7. Градостроительство
Один из наиболее интересных в практическом смысле пунктов.
Декларируется отказ от крупных городов и многоэтажных домов и переселение россиян обратно в деревни и частные дома ("путем массового переселения жителей городов в благоустроенные пригородные поселки, в индивидуальные жилые дома").
"К 2050 году Россия должна превратиться в равномерно заселенную и обустроенную малоэтажную страну 1000 возрожденных средних и малых городов".
Иными словами, за 26 лет необходимо превратить жителей России в крестьян ("80% населения России (или более 30 миллионов российских семей) должны проживать в собственных индивидуальных домах на собственной земле"). Это должно помочь им "родить и воспитать троих и более детей".
8. Экономика
К счастью, тут у авторов "наказа" конкретных идей нет. Что, впрочем, и понятно, поскольку любое религиозное учение обычно плохо совмещается с экономикой.
Сказано лишь, что одна из основных ее задач "обеспечить рост рождаемости, заселение и освоение огромных российских пространств".
+++
Интересно: если "русский мир" занял в новом учении РПЦ место христианства, то кто займет место Христа?
(С) 2024 Мир Всем/Friede Allen e.V. При перепечатке ссылка обязательна
Дорогие читатели! Священники, мнения которых вы только что прочитали, за свою антивоенную позицию лишены права служить, а значит - заработка. Мы помогаем таким священникам и их семьям. Помогите и вы! Это можно сделать разными способами - выберите один из них: