Этим материалом мы продолжаем цикл публикаций от подопечных «Мир Всем» — наших исповедников, которые после 24 февраля 2022 года были отправлены за штат, запрещены в священнослужении или иным способом оставлены без средств к существованию.
Сошествие Святого Духа на апостолов – величайшее событие человеческой истории! Его принято называть днём рождения Церкви. Но Церковь всё же – это не что-то раз и навсегда родившееся в истории: не какая-то идея, проходящая сквозь века, не установившийся обряд и даже не сумма догматов (хотя бы потому, что догматов этих толком никто не знает).
Церковь – это не «что», Церковь – это «кто»!
Церковь – это Личности (Божественные и человеческие) свободно пребывающие (стремящиеся пребывать) в единстве друг с другом. В каком-то смысле, Церковь, подобно узору калейдоскопа, каждый раз рождается заново, когда «двое или трое собирают её во имя Христа.
«Будьте вместе и никуда не отлучайтесь из Иерусалима» – говорит Христос. Это «вместе» – и есть главное условие существования Церкви. Интересно, что Дух сходит на каждого по-отдельности, но только тогда, когда все собираются вместе. Действительно, соединение с Единосущной и Нераздельной Троицей возможно только для единосущного и нераздельного человечества. Дух дарует единство с Божеством тем, которых Сын соединил друг с другом по человечеству. Это земное, человеческое «вместе» – как раз, то, ради чего и пришел Бог в мир, то, о чем говорил, то, что реализовал, то, что сделал небесным и вечным через своё Воскресение. И поэтому именно по-человечески вместе, «едиными устами и единым сердцем» апостолы принимают Обожение Святого Духа в Пятидесятницу.
«Будьте вместе и никуда не отлучайтесь из Иерусалима» – говорит Христос. Возможно, в этих прощальных словах заключается одно из важнейших общечеловеческих напутствий Христа: не искать каких-то «подходящих» мест или каких-то «подходящих» людей (едва ли они существуют), но быть там, где ты есть и любить тех, которые есть (быть вместе). В этом, пожалуй, и заключается великая и одновременно прозаичная, но единственно достойная человеческой жизни цель: принять чужую инаковость и «неподходящесть», увидеть в человеке Личность, признать другое Я! Такой подвиг верности и постоянства в любви к любым, случайным, невыбираемым (т.е. данным нам обстоятельствами) людям – и есть та единственная жертва, к которой призывает Христос. Этот «путь человека к человеку» – единственный путь, ведущий и к Богу, инаковость Которого бесконечно превосходит инаковость любого самого неподходящего и отвергаемого нами человека.
Святой Дух снисходит хотя и одновременно, но на каждого апостола в отдельности. Это тоже очень показательно! Церковь – это пространство личностной свободы. Принуждение, страх, насилие чуждо истинной Церкви. Единство Церкви совершается в свободе и любви по образу и подобию единства Пресвятой Троицы!
Сразу после сошествия Святого Духа апостолы начинают говорить на едином, понятном всем языке. Лука нарочно перечисляет все эти страны для того, чтобы показать, на сколь различных и многочисленных языках стали говорить ученики. Апостолы не говорили с каждым на его языке - они просто говорили! Но говорили так, что каждый их понимал! Этот чудесный единый язык – был символом восстановления единства человеческой природы. Восстановление Единого языка Пятидесятницы можно противопоставить смешению языков во время строительства Вавилонской башни. Тогда строительство башни до неба, как кульминация греха, окончательно разделило людей на непонимающие друг друга, и враждующие друг с другом народы. Теперь же иная башня до Неба – Церковь Христова, строительство которой было завершено Богом в Пятидесятнице, вновь соединила их в единый народ Божий, в граждан Небесного Отечества, говорящих на одном евангельском языке.
Единый язык – это и прообраз Церкви Христовой, в которую должны были войти все племена и народы, чтобы единым сердцем и едиными устами возносить хвалу Богу. Чудо говорения на языках – это не просто знамение, призванное заставить присутствующих уверовать во Христа (Бог не творит бессмысленных чудес). Язык, как главное средство коммуникации, должен был сделаться средством распространения веры Христовой на земле.
Этот эпизод еще раз указывает на то, что Богу не жаль чудес, если эти чудеса необходимы для дел любви и творения воли Божией.
Интересно, что в Пятидесятницу апостолы получают не сверхъестественную физическую силу и не военный навык, которому невозможно противостоять, но дар слова и убеждения. Не силой оружия, но силой слова, убеждением, кротостью может действовать христианин, желающий распространять евангельский образ жизни.
Вознесение Сына Человеческого к Богу и сошествие Бога к сынам человеческим – по сути было одним и тем же событием. Христос, оставив после Себя учение о Царствии Небесном, возносится и становится невидимым. Вместо Него снисходит Дух – тоже невидимый, но способный давать силы всем желающим жить согласно учению Христа. Так созидается Церковь, Царство без видимого Царя, Царство без власти и культа личности, Царство так не похожее на царства этого мира. Церковь – это царство каждой отдельной человеческой Личности, где все (и мужчины, и женщины, и рабы, и свободные, и эллины, и иудеи) одновременно друг для друга цари и друг для друга Христос! Бог выполнил свою миссию. Теперь действовать должен человек. По примеру Христа. При содействии Духа Святого. Во славу Троицы Святой, Животворящей, Единосущной и Нераздельной.
Иерей Петр Устинов, бывший клирик Свято-Троицкого собора города Челябинска и храма в честь священномученика Петра митрополита Крутицкого. 2 сентября 2024 года запрещен правящим архиереем в служении за «не чтение молитвы о победе святой Руси».
Семья с двумя детьми осталась без средств к существованию.